Jump to content

Туполев СБ-2, Испания, Республиканские ВВС 1936-38, (ДФИ/NOVO 1/72)


Sarmat

Recommended Posts

Первые СБ-2 начали поступать в Испанию в конце 1936 года. По некоторым скупым материалам эти летательные аппараты прибыли разобранными без камуфляжа (голый металл или грунт). Таким образом, испанцы наносили на них камуфляж самостоятельно. Самолет получил ласковое прозвище bombardero Katiuska. Жесткой привязки к прототипу не будет - скорее, я хочу создать собирательный образ. За основу возьму №2 (сохранились некоторые фото):

2-f1.thumb.jpg.dba56680bd2a7c84682754e9b89f9318.jpg 2-f2.thumb.jpg.e25d12d448e091b16f757064873f6e00.jpg 2-lpr.thumb.jpg.877613446f7aba932e6ff2950828fe54.jpg

Однако, при нанесении пятен камуфляжа, планирую опираться и на другие фото:

pic_18.thumb.jpg.57bcb525bb1d3d2171eac23325a6a66b.jpg pic_19.thumb.jpg.3a33d579bed4a0cd20b283cb64836506.jpg pic_21.thumb.jpg.200ddb766b2289e2d6c2ae2320d5bd2a.jpg SB2_spain_1.thumb.JPG.87657f07aefc7e0ad3ef4ac5e7f2737f.JPG SB-2_Spain_1.thumb.jpg.0311941244b1dc7a294d503257dd9f31.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

Хоть и бытует мнение,что Массимо по части достоверности родственник Пилявского,но рекомендую посмотреть эту страничку

https://massimotessitori.altervista.org/sovietwarplanes/pages/sb/sb.htm

Есть очень интересные,нестандартные варианты,например

47-lpr.jpg

52-rpr.jpg

Link to comment
Share on other sites

Где-то читал,что якобы на первоначальном этапе конфликта республиканские самолеты несли испанские кокарды,потом красное поле  стали закрашивать другим цветом(подскажите,как он правильно называется-не могу вспомнить),но ,поскольку франкисты тоже первоначально использовали кокарды и лишь потом ввели андреевские кресты и черные круги,то это приводило к путанице и иногда к потерям от дружественного огня.Одной из первых эскадрилий, перешедших на сторону  республиканцев была ALAS ROJAS-Красные крылья.Красные полосы и законцовки оказались удачными и вскоре распространились на  все республиканские машины и затем это стало неофициальным прозвищем  республиканских ввс

Link to comment
Share on other sites

Поищи лучше старенький набор от ИСМа, а этот - фтопку. Реально, не стоит он того времени, даже если это ностальжи и всё такое. Из-за убитости форм и исмовский придется чуток попилить, но зато деталировка на порядок лучше.

пс если все-таки здравый смысл не победит - могу предложит из ИСМа лыжи, бомбочки, винты двухлопастные. Нужно посмотреть, что там еще остается. А, и дека от Фоксбота (я еще не определился со своим вариантом. Но там их 18 (!), что-то да останется).

 

Link to comment
Share on other sites

Есть вакушные фонари, под ICM правда:
https://www.super-hobby.com/products/SB-2-44975308.html
 

14 минуты назад, rome_beetle сказал:

Поищи лучше старенький набор от ИСМа, а этот - фтопку.

Поддерживаю коллегу!

Но кстати, а чего его искать? Он и по ныне выпускается. Причем сейчас вышла новинка, набор ICM DS7202 внутри СБ-2 и их же мессер типа Е-3. Но к сожалению Е-3 из ICM собрать сложно, из за крайне паскудного качества раннего фонаря, хотя возможно они его немного улучшили.
https://aerostir.com.ua/ua/p1627349784-nad-vsej-ispaniej.html


Немного личных рассуждений. Не понимаю я этой фитчи, собирать старое НОВО как оно есть.
......
Если в принципе собирать коллекцию из НОВО и собирать как оно есть, тогда это в какой то степени логично. А просто ставить на полку такую модель рядом с современными, сделанными по взрослому.... Оно iграшка и не более. Впрочем и убиваться нарезая расшивку впиливая в чертеж.... Ну тоже такое себе. Времени жалко. Тут тамию по пол года строишь, а это счастье, впиливать и деталировать можно вообще годами. Знавал я оного коллегу с Мордора, который 12 лет строил ВАС Лайтиниг. Еще можно понять потуги с каким нибудь... Фаирфлаем или Весексом, по альтернативам то не особо разбежишься, но тоже такое себе, пока выпилишь, по закону подлости, появится альтернатива. 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, ViJ сказал:

Старенький набор от ICM тем более в топку. В нем плохо все - и собираемость, и соответствие оригиналу. 
 

На два порядка выше, чем NOVO или МРМ.., а о качестве текстуры поверхности и говорить нечего... 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, rome_beetle сказал:
51 минуту назад, Vasil сказал:

На два порядка выше, чем NOVO или МРМ.., а о качестве текстуры поверхности и говорить нечего... 

За малым дело- всего то увеличить хорду крыла в корне на пару- тройку миллиметров, привести Ф-1 к нормальным сечениям… ну и собрать так чтоб эта самая текстура не повредилась. А то что он лучше фрога и мпм - это по Райкину: к пуговицам претензии есть? Нет, пришиты намертво, не оторвёшь.

Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, ViJ сказал:

За малым дело- всего то увеличить хорду крыла в корне на пару- тройку миллиметров, привести Ф-1 к нормальным сечениям… ну и собрать так чтоб эта самая текстура не повредилась. А то что он лучше фрога и мпм - это по Райкину: к пуговицам претензии есть? Нет, пришиты намертво, не оторвёшь.

Так ведь никто и не утверждал что модель от ICM геометрическая идилия - просто из того, что есть в наличии это наилучший вариант... 

Хорошо собрать его очень не просто, но можно, если понимать с чем имеешь дело... 

Если ICM так плох, то какой Вы предлагаете выход в этой ситуации, если желание поставить на полку СБ не покидает ? 

Link to comment
Share on other sites

Цитата

На Форуме Дмитрия Шумакова и в печатных изданиях время от времени возникает обсуждение, в частности, потребительских качеств СБ от ICM. Слышны жалобы на собираемость, щели, пластик, отливку, членение, инструкцию, декаль.
    Решил проверить. С фотофиксацией. Взял из оставшихся авторских "Катюшку" и за три вечера по три часа собрал, как я понял проблемные для многих, сборочные единицы: нос, хвост и крыло на центроплане. Порядок сборки виден на фотографиях - всего 27 штук. Глубина дальнейшей проработки – дело вкуса каждого.
    Что я могу сказать об этой модели от ICM? Я получил удовольствие. Пластик, в том числе и "незалежний" (в смысле: остекление) - хорошего качества, детали тонкие - легко восстанавливать деформированные оболочки. После армирования их силовыми элементами модель становится прочной и ровной. Шпаклевать нечего, щелей просто НЕТ, поэтому проработанная поверхность нигде не страдает. На фотографиях - склеенная модель с еще не зачищенными стыками. Есть некоторые незначительные утяжины и технологические дефекты на оперении. Большинству советую с ними не бороться: "как есть" под камуфляжем будет выглядеть чище, чем "исправленное" шпаклевкой. И уж конечно, при сборке не надо "стачивать огромную массу лишнего материала" - и не придется потом шпаклевать "образовавшиеся огромные щели". Все штифты строго на местах, они залог и контроль правильности пространственной стыковки деталей.
    Беспроблемная сборка капотов и посадка их на крыло, сборка центроплана и подстыковка к нему деталей консолей и фюзеляжных сборок требует лишь одного: понимания природы появления погрешностей на деталях при их создании. Лишь убрав с деталей эти погрешности пластической деформацией, острым ножом и наждаком, проконтролировав собираемость деталей с помощью скотча или изоленты - можно приступать к собственно сборке модели. Кстати, этот алгоритм хорош не только для моделей от ICM, но и для всех прочих.
    Инструкция из любого набора также похожа на технологическую карту сборки стендовой модели, как туристическая карта на карту Генштаба - и не будем больше об этом.
    Еще два важных момента. Первый - до работы руками необходимо поработать головой - понять, почувствовать то, что предстоит делать, а это возможно лишь, когда очень хочешь сделать. Второй - руки - это самый совершенный универсальный инструмент в природе, учиться пользоваться которым благодарнее в нежном возрасте. Родители, учите детей музыке!
    Давным-давно, когда на всех не было "НОВО" и "Пластикарта" авиамоделисты строили модели самолётов. Как, из чего - не важно. Нынче, когда есть всё для постройки любой модели, строить модели есть всё меньше кому. Романтичных творческих рукодельников замещают прагматичные брюзжащие компиляторы - дался Вам этот бисер...?
   
   

Мучичко В.
Киев, 6 августа 2006.

источник с фото и т.д. (возможно понадобится vpn) https://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=1295

Link to comment
Share on other sites

28 минут назад, Vasil сказал:

Хорошо собрать его очень не просто, но можно, если понимать с чем имеешь дело... 

Мне помнится, автор мастер-модели, Валентин Мучичко, где-то выкладывал свою сборку серийного пластика СБ. После этого вопросы о сборке можно было адресовать разве что своим рукам и своим родителям - авторам вот этих самых своих рук. Хотя, могу допустить, что не все видели эту сборку, поэтому вопросы периодически снова поднимаются)

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Occidental сказал:

источник с фото и т.д. (возможно понадобится vpn) https://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=1295

О! Я именно про это и говорил только что) Сенкс за ссылку)

Link to comment
Share on other sites

Подпишусь. В детстве выхватил в "Юном технике" этот нововский СБ - такая коробка была событием в жизни. В перспективе, когда надумаем ещё двухмоторник делать, надо будет что-то подбирать 🤔

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Mikhail Polyakov сказал:

Мне помнится, автор мастер-модели, Валентин Мучичко, где-то выкладывал свою сборку серийного пластика СБ. После этого вопросы о сборке можно было адресовать разве что своим рукам и своим родителям - авторам вот этих самых своих рук. Хотя, могу допустить, что не все видели эту сборку, поэтому вопросы периодически снова поднимаются)

Да,да, помню. Это при всем уважении к Мучичко как раз случай "если сам себя не похвалишь". После этого у меня остались вопросы:
1. хорда крыла СБ составляла 3450мм на стыке консоли с Ф-2, у Мучичко она намного меньше ( не помню насколько, но пара-тройка миллиметров там наберется).
2. сечение Ф-1 и сооответственно всего фюзеляжа - у Мучичко уже чем должно быть. Это видно по фотографиям.
Ну и по мелочам типа остекленения той же Ф-1.
В результате (узкое крыло и узкий фюзеляж) собранная модель больше похожа на мотопланер чем на самолет. В свое время на scalemodels (пардон, после 24.2 туда не лажу, так что ссылку искать не буду) кто то переделывал ICM по чертежам покойного Маслова. Это конечно не сильно достоверный материал, там хватает своих тараканов, например нет излома задней кромки, но моменты с хордой и Ф-1 там присутствуют. Вот и занятно, что после его вставок осталось от хваленой текстуры.
А вечный вопрос "что делать" варианты:
1. Ждать чуда в виде новой модели например от того же ClearProp, а в освободившееся время собрать что то другое;
2. Забить и сделать из коробки;
3. Устроить капитальный перепил.
Вариант 2 я уже проходил и в силу (см.выше) результатом недоволен. Вариант 3 мне тоже несимпатичен, ибо жертвовать непонятно сколько нервов и времени на непонятный результат мне жалко.

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, heliofly сказал:

Хоть и бытует мнение,что Массимо по части достоверности родственник Пилявского,но рекомендую посмотреть эту страничку

https://massimotessitori.altervista.org/sovietwarplanes/pages/sb/sb.htm

Есть очень интересные,нестандартные варианты,например

Спасибо, штудировал этот ресурс, конечно! В любом случае, он - источник вдохновения.

16 часов назад, heliofly сказал:

Где-то читал,что якобы на первоначальном этапе конфликта республиканские самолеты несли испанские кокарды,потом красное поле  стали закрашивать другим цветом(подскажите,как он правильно называется-не могу вспомнить),но ,поскольку франкисты тоже первоначально использовали кокарды и лишь потом ввели андреевские кресты и черные круги,то это приводило к путанице и иногда к потерям от дружественного огня.Одной из первых эскадрилий, перешедших на сторону  республиканцев была ALAS ROJAS-Красные крылья.Красные полосы и законцовки оказались удачными и вскоре распространились на  все республиканские машины и затем это стало неофициальным прозвищем  республиканских ввс

Интересная информация - не знал, но звучит правдоподобно. Интересно, как долго это длилось (использование кокард) до их отмены и на каких аппаратах? Должны же тогда быть довоенные фото?

16 часов назад, Mikhail Polyakov сказал:

"Безумству храбрых поём мы песню" (с) ))

Ой, ладно)))

 

Link to comment
Share on other sites

16 часов назад, rome_beetle сказал:

Поищи лучше старенький набор от ИСМа, а этот - фтопку. Реально, не стоит он того времени, даже если это ностальжи и всё такое. Из-за убитости форм и исмовский придется чуток попилить, но зато деталировка на порядок лучше.

пс если все-таки здравый смысл не победит - могу предложит из ИСМа лыжи, бомбочки, винты двухлопастные. Нужно посмотреть, что там еще остается. А, и дека от Фоксбота (я еще не определился со своим вариантом. Но там их 18 (!), что-то да останется).

Спасибо за совет и предложение! В данном случае оценка здравого смысла зависит от индивидуального подхода к моделизму вообще и ожиданий от конкретной модели/работы в частности. Попытаюсь пояснить:

я глубоко убежден в преимуществе художественного оформления модели над ее матчастью. Знаю множество примеров, когда человек вкладывает модель в чертежи, достоверно воспроизводит чуть ли не каждую деталь аппарата, но в итоге хоронит все свои старания неумелой покраской. И, наоборот, эффектное оформление затмевает огрехи производителя и технические неточности. Это мировоззрение не для выставочных шедевров, но сойдет для коллекции на полочке.

Ну а если убрать пафос и упростить, то у меня есть именно эта модель (как еще и с десяток стареньких советских) и я планирую ее аккуратно собрать и нанести эффектный камуфляж, схожий с немецким моттлингом. Таким образом, море преимуществ:

1. Минус коробка.

2. Плюс модель на полочке, расширяющая тематическую коллекцию.

3. Опыт в нанесении трудного камуфляжа, который будет необходим в дальнейшем на более современных, качественных и дорогих моделях.

Причем, на ICM-ую модель я тоже засматриваюсь, так как хотел бы отразить в своей коллекции и участников советско-финской войны. Вот он и будет на лыжах. В этом варианте можно открыть все кабины и люки, а также, может, раскрыть капот. Камуфляжа в этом прототипе, практически, нет, так что всё внимание будет на детализацию. Но это планы...

Реально, спасибо за предложение запчастей и декали, но пока остаюсь с тем, что есть. И я не успел сказать сообществу - у меня есть отличный вдохновитель - декаль от "Бегемота". Правда, самое ценное там это цифра на РН и триколор (который, при отсутствии, можно и самому нанести) - вот и все декали на СБ. Там вся разница в камуфляжах)) 

Link to comment
Share on other sites

16 часов назад, AlexRain сказал:

Есть вакушные фонари, под ICM правда:
https://www.super-hobby.com/products/SB-2-44975308.html
Поддерживаю коллегу!
Но кстати, а чего его искать? Он и по ныне выпускается. Причем сейчас вышла новинка, набор ICM DS7202 внутри СБ-2 и их же мессер типа Е-3. Но к сожалению Е-3 из ICM собрать сложно, из за крайне паскудного качества раннего фонаря, хотя возможно они его немного улучшили.
https://aerostir.com.ua/ua/p1627349784-nad-vsej-ispaniej.html

У ICM есть фонарь и для НОВО - не успел сказать, что взял его. Вакушный фонарь, маски на него (уж больно много стеклышек) и декаль - вот отклонения от "коробки".

16 часов назад, AlexRain сказал:

Немного личных рассуждений. Не понимаю я этой фитчи, собирать старое НОВО как оно есть.
......
Если в принципе собирать коллекцию из НОВО и собирать как оно есть, тогда это в какой то степени логично. А просто ставить на полку такую модель рядом с современными, сделанными по взрослому.... Оно iграшка и не более. Впрочем и убиваться нарезая расшивку впиливая в чертеж.... Ну тоже такое себе. Времени жалко. Тут тамию по пол года строишь, а это счастье, впиливать и деталировать можно вообще годами. Знавал я оного коллегу с Мордора, который 12 лет строил ВАС Лайтиниг. Еще можно понять потуги с каким нибудь... Фаирфлаем или Весексом, по альтернативам то не особо разбежишься, но тоже такое себе, пока выпилишь, по закону подлости, появится альтернатива. 

Я тоже не понимал, а сейчас, как откровение какое-то. Абсолютно нормально считаю собрать некий памятник ушедшей эпохи, фактически, так, как это делали тогда. Добавив, однако, некоторую мелочевку (антенны, пулеметы), современные декали и накопленный к этому времени опыт. Не хотелось, чтобы сочли за чёкнутого, но для меня собрать модель - это как душу томящуюся из клетки выпустить или вдохнуть в неё жизнь. Был набор запчастей, а стал некий объект со своей историей. И прекрасно они смотрятся на полочке даже вместе с современными моделями. Не с целью переубедить, но пояснить, что имею ввиду:

чистая "изкоробка" - ничего не нарезал, не вкладывал в чертежи - только поигрался с художкой. В коллекции всегда в центре внимания и ни с каким другим самолетом не перепутаешь :)

А что касается доработок, то и более молодые (по сравнению с НОВО) модели дорабатывать приходится, если хочешь, чтобы выглядело правдоподобно. Например, ковыряю время от времени F-16D от Italery - ну всё пустое и голое: кокпит, воздухозаборник, сопло, ниши шасси! Ну ни чем не лучше NOVO! Единственная разница - это внутренний крой, а так - детализации НОЛЬ! Однако, никому в голову не придет сказать в таком случае: зачем ты с ней возишься, возьми лучше Тамия или GWH.

Сказать по секрету, есть у меня в планах сделать пару нововских моделей с доработками - для самоутверждения (мол, могу). Но это, действительно, занимает много времени и требует мужества и решительности.

Link to comment
Share on other sites

54 минуты назад, Маки сказал:

Вроде ж и МРМ его льет.

Интересно, что там за дровишки.

Дровишки. И, кстати, попробуй найди еще. Но позволяет собрать СБ-2 М-103. Единственная альтернатива - это взять смоляной набор двигателей и вживлять их в ICM, например.

Link to comment
Share on other sites

"Интересно, как долго это длилось (использование кокард) 'Например,

Breguet Br ХIX.    CASA выпускала по лицензии эти машины,как с лорен-дитрихами,так и с испано-сюизами

Эти машины встретили войну.Интересно,что это был первый тип республиканцев ,сбивший франкиста и первый же тип ,сбитый франкистами в той войне.

По фото сложно сказать,были ли это оригинальные кокарды или уже с пурпурной серединкой

 

 

1525371917_avc_00187384.jpg

1525371921_0854897.jpg

1525371921_25469454.jpg

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, heliofly сказал:

'Например, Breguet Br ХIX. CASA выпускала по лицензии эти машины,как с лорен-дитрихами,так и с испано-сюизами. Эти машины встретили войну.Интересно,что это был первый тип республиканцев ,сбивший франкиста и первый же тип ,сбитый франкистами в той войне. По фото сложно сказать,были ли это оригинальные кокарды или уже с пурпурной серединкой

1525371921_25469454.jpg

Спасибо! Вспомнил: читал про испанский довоенный авиапарк, но не задумывался, какие были тогда ОЗ. В середине, как раз желтый. Пурпурный у республиканцев снизу - вполне мог быть заменой красному.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...