Jump to content

Обзор Бе-6 Madge, Trumpeter, 01646


foxbot

Recommended Posts

Не успела модельное сообщество отойти от потрясения после появления в продаже модели одной из летающих лодок КБ Бериева – Бе-12 от Моделсвіт – как спустя всего какой-то месяц в украинских модельных магазинах в продаже появился предшественник «Чайки» - Бе-6 от Trumpeter. Зато теперь отечественному моделисту придется выбирать, какую из моделей выбрать. 
 
Несколько слов о прототипе
 
Бе-6 (Madge по кодификации НАТО) – многоцелевая летающая лодка разработки Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) при авиационном заводе № 31 (сейчас ТАНТК имени Г. М. Бериева). Выполняемые задачи: дальняя морская разведка, патрулирование побережий, бомбометание, несение и сброс торпед, сброс десанта, установка минных заграждений, перевозка грузов. На самолете было установлено специальное оборудование для выполнения полетов в ночное время и в сложных метеоусловиях. Первый полет состоялся в 1949 году. Выпускался серийно. Всего до 1957 г в Таганроге было выпущено 19 серий Бе-6 общей численностью 123 экземпляра.
На начало 2013 года в мире сохранилось всего три экземпляра самолета:
1) Музей ВВС Северного флота (ПГТ Сафоново). Находится в плачевном состоянии.
2) Государственный музей авиации Украины. Самолет проходил службу в 318 ОМПЛАП ВВС Черноморского флота СССР, а с 1974 года стоял на постаменте в качестве памятника в Донузлаве под Евпаторией. В 2009 году был перевезен для восстановления на Евпаторийский авиаремонтный завод (ЕАРЗ), затем поступил в Государственный музей авиации в Киеве.
3) Китайский музей авиации.
Более подробно о прототипе можно почитать на Уголочке неба или   в Википедии
 
 post-13-0-17749000-1428688204_thumb.jpg post-13-0-86779300-1428688211_thumb.jpg post-13-0-65748400-1428688220_thumb.jpg  
 
До сих пор с моделями КБ Бериева было как-то туговато. Что касается Бе-12, то моделей в 1/72 масштабе до появления модели Моделсвіт вообще не было. Впрочем, Бе-6 повезло не намного больше – до сих пор Бе-6 был представлен лишь древней моделью VEB Plasticart 80-х годов прошлого века, которая не отличалась ни высокой копийностью, ни высокой деталировкой. В наборе всего-то и были, что около трех десятков деталей. Потому китайцы, надо отдать им должное, поступили довольно мудро, выпустив наконец-то эту модель. 
 
Итак, что мы имеем. 
 
Коробка
 
post-13-0-95278300-1428688278_thumb.jpg post-13-0-51620900-1428688286_thumb.jpg
 
Коробка довольно большая и имеет следующие размеры 420х270х80. В принципе, учитывая размеры самой модели, размеры коробки вполне ожидаемы. Верх и низ из плотного картона. Картон вроде бы толстый, но мнется и деформируется при малейшем усилии. Потому не могу назвать упаковку прочной.
Боксарт. На коробке изображен некий безликий Бе-6 со звездами, но без какого-либо бортового номера.
Кроме того, на коробке также размещены логотип компании, название самолета на английском языке Be-6 Madge. Также указан масштаб модели 1/72. Здесь же даются параметры модели: длина – 355,6 мм, размах крыла – 458,5 мм, количество деталей – более 240. На торцах дублируется информация с верха и указан номер модели по каталогу 01646. На одной боковой поверхности боковые проекции советского борта б/н 43 и служебная информация на китайском языке, на второй – проекции китайского борта б/н 9053 и информация о прототипе на английском и китайском языках.
В коробке шесть литников в отдельных запечатанных пакетах, три прозрачных литника, каждый из которых в отдельном пакете и завернутые в защитный слой, инструкция, цветной вкладыш и декаль с защитным слоем. 
 
Инструкция и цветной вкладыш
 
post-13-0-01110500-1428688294_thumb.jpg post-13-0-29234300-1428688301_thumb.jpg post-13-0-03488900-1428688345_thumb.jpg post-13-0-73833400-1428688351_thumb.jpg post-13-0-60801300-1428688357_thumb.jpg post-13-0-51118200-1428688363_thumb.jpg
 
post-13-0-63586500-1428688368_thumb.jpg post-13-0-54643400-1428688374_thumb.jpg post-13-0-23803700-1428688390_thumb.jpg post-13-0-19380000-1428688397_thumb.jpg post-13-0-83671100-1428688406_thumb.jpg post-13-0-92069100-1428688413_thumb.jpg
 
Инструкция представляет собой брошюру формата А4 альбомного формата на 12 страниц. Печать черно-белая. На первой странице размещен боковик б/н 43, служебная информация на английском и китайском языках, а также расшифровка спецсимволов. На второй странице – схема литников, с третьей по двенадцатую страницы – инструкция по сборке модели. Все довольно четко и понятно, проблем со сборкой возникнуть не должно. 
 
post-13-0-94529900-1428688418_thumb.jpg post-13-0-91802100-1428688424_thumb.jpg 
 
На цветном вкладыше формата А4 дается схема окраски и схема нанесения декалей. Единственное, что расстраивает, на данные а наборе борта не дается никакой информации, ни временной привязки, ни где самолет базировался. Также обращает внимание тот факт, что советский борт б/н 04 вообще нигде не упоминается, разве что на вкладыше предлагается альтернатива нанести либо б/н 43, либо б/н 04. Но последний нигде не изображен. Даже хотя бы фрагментом… Странно. 
 
Декаль
 
post-13-0-75940900-1428688639_thumb.jpg post-13-0-86123400-1428688646_thumb.jpg post-13-0-19674800-1428688653_thumb.jpg post-13-0-62095400-1428688659_thumb.jpg
 
Декаль довольно большая, ее размеры 285х125 мм. На ней даны три варианта. Как уже указал выше, привязка бортов более чем условная: два советских борта, б/н 43 и б/н 04, и один китайский, б/н 9053. Остается только надеяться, что такие борта реально существовали, а не являются плодом бурной фантазии китайского художника. 
Вот чтобы проверить этот момент, я поискал материалы по Бе-6 в Интернете и вот что имеем. 
 
post-13-0-90396400-1428688666_thumb.jpg
 
1. Борт б/н 43 нашелся в виде музейного экспоната. По музейной машине сложно судить и по покраске, и по форме цифр, потому борт спорный. К тому же, на фото красные триммеры, а на боковике этот момент никак не отражен. 
 
post-13-0-91720400-1428688671_thumb.jpg
 
2. Борт б/н 04 нашел только в виде боковика, но данный борт имеет радар вместо хвостовой оборонительной установки. Потому сложно судить: то ли боковик не тот, то ли художник все-таки решил схалтурить.
 
post-13-0-32552200-1428688677_thumb.jpg
 
3. Следующий борт, а именно китайский б/н 9053, склоняет ко второму выводу. Ибо на найденном боковике и фото из монографии Авиаколлекция 3/2006 на Бе-6 изображен самолет с другим типом двигателей WJ-6 (аналог советского турбовинтового двигателя АИ-20). При этом в коробке другого варианта двигателя не предусмотрено. 
В итоге декаль довольно спорная, данному конкретному типу соответствует только один из трех предложенных вариантов. 
 
Модель
Пластик темно-серого цвета. Крой аккуратный, умеренной ширины. Но на мой взгляд, крой упрощенный, многих линий и лючков не хватает. Напрочь отсутствует какой-либо рельеф. К этому моменту вернусь немного позже. 
Мелочевка отлито без облоя, качество литья на высоте. Присутствуют следы толкателей, но надеюсь, что большая часть окажется в невидимой для зрителя зоне. 
Не совсем понял, зачем было давать такую многочисленную деталировку внутри корпуса, т.к. через лобовое стекло будет видно разве что содержание кабины, но что внутри корпуса через маленькие иллюминаторы вряд ли можно что-то рассмотреть даже привередливому зрителю. Потому для меня не совсем понятно, зачем все это делать, если все равно ничего нельзя будет рассмотреть.
Сверять с чертежами по традиции не стал. Если кто уже читал мои обзоры, то должен знать, что я крайне скептически отношусь ко всем чертежам, потому считаю всю эту сверку с чертежами бесполезной тратой времени. Если кто-то фанатеет от долей миллиметров, пусть сам занимается этим. Чертежи можно найти в названной выше монографии Авиаколлекция 3/2006 или в журнале Авиация и Время 6/1999. 
 
post-13-0-28187100-1428688683_thumb.jpg post-13-0-55925400-1428688688_thumb.jpg post-13-0-99425400-1428688693_thumb.jpg post-13-0-24949300-1428688699_thumb.jpg post-13-0-88222100-1428688704_thumb.jpg
 
post-13-0-53338200-1428688710_thumb.jpg post-13-0-45566900-1428688715_thumb.jpg post-13-0-70475100-1428688722_thumb.jpg post-13-0-83652000-1428688728_thumb.jpg post-13-0-09367100-1428688735_thumb.jpg
 
Литник А – половины фюзеляжа, хвостовая оборонная установка, внутренние переборки и приборная доска. 
 
post-13-0-46803700-1428688740_thumb.jpg post-13-0-46192700-1428688745_thumb.jpg post-13-0-42063100-1428688750_thumb.jpg post-13-0-77402800-1428688755_thumb.jpg post-13-0-90324100-1428688761_thumb.jpg
 
Литники В и С – половины правой и левой плоскости крыла, пропеллеры, патрубки и коки винта.
 
post-13-0-75316400-1428688766_thumb.jpg post-13-0-50316500-1428688771_thumb.jpg post-13-0-10571100-1428688776_thumb.jpg  
 
Литник D – шайбы киля и рулевые поверхности.
 
post-13-0-60047500-1428688780_thumb.jpg post-13-0-25999100-1428688790_thumb.jpg post-13-0-69261500-1428688795_thumb.jpg post-13-0-59174500-1428688803_thumb.jpg post-13-0-84566500-1428688808_thumb.jpg post-13-0-51096800-1428688813_thumb.jpg 
 
Литник E – поплавки и вооружение: торпеды и глубинные бомбы разного калибра. 
 
post-13-0-30071400-1428688818_thumb.jpg post-13-0-17918700-1428688824_thumb.jpg post-13-0-99122100-1428688828_thumb.jpg 
 
Литник F – пол кабины, перекатное шасси, колеса, разнообразная мелочевка. 
 
post-13-0-44687700-1428688833_thumb.jpg post-13-0-41793600-1428688838_thumb.jpg post-13-0-38799700-1428688844_thumb.jpg 
 
Прозрачные литники GP1, GP2 GP3 – фонарь кабины, боковые иллюминаторы, на отдельных литниках фонарь кормового стрелка и остекленение кабины штурмана. 
 
Фонарь защищен паралоновым защитным слоем, так что не имеет ни малейших царапин или потертостей и идеально прозрачный. Толщина пластика, конечно, дает некоторое искажение, но это не критично. 
 
Китаец против украинца: Бе-6 Trumpeter vs. Бе-12 Моделсвіт
 
post-13-0-37196300-1428688850_thumb.jpg post-13-0-71085200-1428688855_thumb.jpg
 
Я понимаю, что прототипы отличаются, потому сравнивать не совсем корректно. Но не сравнивать же на самом деле древний раритет от VEB Plasticart из тройки десятков деталей с новым творением от китайской мануфактуры с деталировкой в более чем 240 деталей. Вот это точно было бы глупо. Зато Бе-12 от украинского производителя вышел всего за месяц до Бе-6 и в некотором смысле эти две модели имеют гораздо больше общего, чем Бе-6 80-х годов прошлого века с Бе-6 2015 года. В частности, Бе-12 имеет в наборе 248 деталей, что практически совпадает с количеством деталей в наборе Бе-6. 
 
post-13-0-32038800-1428688860_thumb.jpg post-13-0-69498200-1428688864_thumb.jpg post-13-0-42824700-1428688869_thumb.jpg post-13-0-63424400-1428688874_thumb.jpg post-13-0-56318400-1428688880_thumb.jpg post-13-0-14885100-1428688885_thumb.jpg
 
Итак, немного сравним эти две не совсем сравнимые модели. Модель Бе-12 сделана по технологии ЛНД, что вносит определенные отличия с Бе-6, произведенной по технологии ЛВД. С одной стороны, украинскому производителю пришлось разделить немаленький по размерам корпус на две части, переднюю и заднюю. А как известно, чем больше раздроблена модель, тем больше потом проблем с совмещением отдельных частей. То же самое относится и к крылу. У Trumpeter крыло крепится прямо к фюзеляжу, а у Моделсвіт каждая плоскость крыла разделена на две половины, плюс еще верхняя часть фюзеляжа с крылом. И здесь также возможны проблемы со стыковкой. Как я слышал мнение моделиста, который уже начал собирать модель, мои предчувствия меня не обманули – Бе-12 не прост в сборке, потому начинающему моделисту ее вряд ли можно рекомендовать. На мой взгляд, Бе-6 все-таки окажется проще в сборке. 
Снова же, крой, особенно на верхней поверхности крыла, на Бе-12 выглядит грубее, чем на китайской модели. При том, что у китайцев крой смотрится беднее, о чем я говорил ранее. Зато он ровный и равномерный по глубине, а на Бе-12 он явно неравномерный и не везде ровный. Еще я обратил внимание на заднюю кромку крыла: у Бе-12 она просто ужасающе толстая и явно придется приложить немало усилий и наждачки, чтобы исправить этот недостаток. Зато на Бе-6 с задней кромкой все в полном ажуре.
Вот чего на Бе-6 нет, так это рельефных деталей, к примеру, в месте крепления водоотражающих щитков в носовой части фюзеляжа. А на Бе-12 этот рельеф имеется. И в этом плане Бе-12 выглядит заметно выигрышнее. Ну и нельзя не сказать, что внутреннее содержание Бе-12 отражено только теми местами, где внутренности будут точно видны, а невидимые части отсутствуют. А как я уже говорил ранее, для китайцев совсем не в лом дать полное содержимое внутренностей Бе-6, даже того, что точно не удастся рассмотреть через боковые иллюминаторы. 
На одном известном модельном ресурсе утверждалось, что в модели Бе-12 не совсем правильно отображена задняя часть кабины. Вроде как отсутствует некий излом линии фюзеляжа, который заметен на виде сверху. Не стану опровергать это утверждение, хотя автор первой собранной модели Бе-12, с которым я имел возможность пообщаться на выставке в Броварах, утверждает, что разговоры об этом изломе являются спорными. 
Ну и главное отличие – это цена. Бе-12 в наших магазинах продается по цене порядка $30-35, а китайская модель в магазинах стоит в пределах $75-90. Т.е. разница примерно вдвое или почти втрое в пользу отечественного продукта. Согласитесь, цена – один из решающих показателей при покупке модели. 
 
Выводы
Что имеем в итоге? Я не стану в стиле одного товарища с российского модельного ресурса убеждать форумчан не покупать украинское, а ждать китайское, потому что «китайское точно будет лучше». Не стану также убеждать и в обратном, мол, покупайте отечественное вместо импортного. Это было бы крайне безответственно с моей стороны. Лично я считаю, что на каждую модель найдется свой покупатель: кому-то окажется ближе Бе-6, кому-то Бе-12, а кто-то не сможет выбрать и купит обе модели несмотря на цену. Каждая из моделей имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. Каждая модель в чем-то лучше, в чем-то хуже. Каждую из моделей придется доводить до ума и приложить определенные усилия для доводки модели до приемлемого состояния. Потому моделист должен сам решать, что предпочесть. Но на мой взгляд, обе модели достойны того, чтоб оказаться в коллекции.
Edited by foxbot
Link to comment
Share on other sites

Единственное в чем ты ошибся - был (возможно и есть) смоляной Бе-12 производства RVHP. Но цена у него - "мама не горюй!" ( а с учетом курса валюты так вообще...).

А по поводу "шестерки" хочу добавить что в музее в Жулянах стоит ЕДИНСТВЕННЫЙ настоящий Бе-6 на просторах ex-USSR ( в России - уже НЕТУ!!!) Может кто отснимет ;) ?

48.

Link to comment
Share on other sites

Единственное в чем ты ошибся - был (возможно и есть) смоляной Бе-12 производства RVHP. Но цена у него - "мама не горюй!" ( а с учетом курса валюты так вообще...).

А по поводу "шестерки" хочу добавить что в музее в Жулянах стоит ЕДИНСТВЕННЫЙ настоящий Бе-6 на просторах ex-USSR ( в России - уже НЕТУ!!!) Может кто отснимет ;) ?

48.

 

Я взял данные из Википедии. Возможно, они устарели. 

 

Про смолу действительно не знал. Ну так я вообще не вижу смысла считать смолу конкурентом пластиковой модели. Смола для одних моделистов, а пластик - для других моделистов. 

Link to comment
Share on other sites

Просто до выхода моделсвитовского смоляной был единственным (и к слову весьма неплохим), теперь он свою актуальность теряет, конечно.

Link to comment
Share on other sites

На УМХ пишут, что с геометрией у Бе-6 там все очень плохо... Ну так если хочется заниматься мазохизмом - правьте геометрию! Хотите получить удовольствие - собирайте, как есть.  :D

Link to comment
Share on other sites

 

А по поводу "шестерки" хочу добавить что в музее в Жулянах стоит ЕДИНСТВЕННЫЙ настоящий Бе-6 на просторах ex-USSR ( в России - уже НЕТУ!!!) Может кто отснимет ;) ?

48.

Снимал, правда без стремянки

http://litnik.in.ua/vintovie-samoleti/be-6-walkaround-ot-pepsa.html

Link to comment
Share on other sites

  • Tali featured this topic

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Новые сообщения на форуме

    • Прошел месяц с моего поста, где я сказал что буду перерасшивать лючки/расшивку. Ковырялся много, катастрофически не хватает времени, но все-таки что-то сделал. Далеко не идеально, но гораздо лучше того что было "измочально". Использовал почти все имеющиеся в наличии шаблоны: Покрыл модель слоем черного грунта - готовлю к покраске металликом.    Идеально? нет. Хорошо? тоже нет, лучше чем было? Гораздо! 
    • В отношении окраски помогают фото останков и финский МиГ               
    • Не знаю как с остекленением, но вот эти части выделенные красным мне не нравятся никак. 
    • По-большому счету, душераздирающей выглядит разве что дискуссия о толщине стенки иглы для просто еще одной игрушечной пластмассовой модельки повзрослевших паспортно (да и только) пятнадцатилетних мальчиков, а не вот это вот всё)  ...кстати, есть у меня и спиналки где-то... ХЗ, что вообще у меня где-то прихомячно... 
×
×
  • Create New...