Jump to content

Ла-5ФН в 1/72 масштабе


foxbot

Recommended Posts

В свете выхода новой модели от КР народ меня подбивает нарисовать декаль на сей аппарат. ВМВ мне все ж таки как-то больше нравится в плане рисования, потому быстро согласился. 

Итак, что сделано на сей момент, пока только нарисована схема:

La-5FN_01a.jpg La-5FN_01b.jpg La-5FN_01c.jpg

Вчера и сегодня получил материалы на 15 вариантов. По примеру декали на Ла-7 могу предположить, что в декаль 1/72 масштаба поместится 10-12 вариантов. Пара из них совпадает с тем, что дает Эдуард, потому при переводе в 1/48 масштаб эти два варианта будут заменены на те, кого еще не рисовали. 

Нарисованные варианты буду выкладывать в процессе работы для обсуждения. 

Да, курировать процесс будет мой неизменный консультант Александр Ручковский. 

Традиционно, за активное участие в проекте кто-то может получить декаль, так что предлагаю не стоять в стороне. ;)

Link to comment
Share on other sites

Чи може бути зауваженням розмір зірок на борту та хвості?

На деяких ілюстраціях "хвостові" зірки менші за розміром, ніж бортові

160704.jpg

Доповнено

Швидше за все, розмір зірок відрізнявся не скрізь:

Цитувати

Цвет кока (красный, желтый или голубой) мог обозначать номер эскадрильи. С этой же целью в 9-м иап использовались полосы на киле. Самолеты этого полка (66-й серии завода № 31) имели и другие отличительные признаки — звезда уменьшенного размера на киле и белый бортовой номер, расположенные прямо за остеклением кабины. Номера, наносимые на бортах фюзеляжа, часто «сгоняли» со своего законного места красную звезду. Такой же камуфляж наносили и на истребители Ла-5Ф и Ла-5ФН первых серий завода №21.

Цитувати

В конце 1942-го — первой половине 1943 года завод № 21 выпустил партию самолетов Ла-5 с надписью «Эскадрилья «Валерий Чкалов» на левом борту. На правом было написано: «От колхозников и колхозниц Горьковской области». Камуфляж этих машин не отличался от обычного. Надписи проходили прямо по звездам, сзади которых наносились бортовые номера. Эти номера во время войны стали накрашивать по трафарету, как правило, прямо на заводах; они представляли собой ту часть заводского номера самолета, которая обозначала порядковый номер самолета в производственной серии.

Цитувати

Ла-5Ф выпуска завода № 21 на капоте имели букву «Ф» в круге. На капоты Ла-5ФН сначала также наносили литеры «ФН» в круге белого цвета, но позднее эта надпись приняла более известный вид: буквы начали вписывать в ромб. Начиная с Ла-5ФН, бортовые номера начали наносить большими белыми цифрами высотой во весь фюзеляж.

Множество Ла-5 имели на борту различные тактические обозначения, указывающие на принадлежность самолета к авиаполку и дивизии. Как правило, эти обозначения представляли собой полосы, обычно белые, нанесенные вокруг хвостовой части фюзеляжа. Кроме полос встречались окрашенные в какой-нибудь контрастный цвет (красный, белый, желтый) законцовки крыла или верхушки киля (так называемые «пилотки»).

Часто на Ла-5 наносились дарственные надписи, личные эмблемы пилотов и обозначения побед.

Истребитель Ла-5. Сломавший хребет Люфтваффе

Link to comment
Share on other sites

Звезды уже уменьшены. И белая окантовка у звезд сделал уже. Думаю, лучше делать корректировки по нарисованным вариантам, а не по предварительной схеме. ;)

Нарисовал за сегодня четыре наиболее простых варианта, отправил на проверку. 

Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, mazapura сказал:

я ще не зовсім зрозумів механізм "співучасті" ))

Про всяк випадок збираю зображення пропонованих варіантів Ла-5

Варианты мне уже прислал мой консультант. Сейчас я их рисую. После его проверки и того как я внесу правки, все нарисованные варианты и фото прототипов, с которых я рисую, я выложу в теме. С этого момента начинается активное участие. И у меня, и у консультанта постепенно замыливаются глаза, потому мы перестаем замечать очевидные вещи и пропускаем неточности. Вот тут нужен свежий сторонний взгляд. 

Стало яснее?

Link to comment
Share on other sites

Не, такого не будет.

Четыре варианта ушли на проверку. Сегодня еще один нарисовал, планирую до вечера еще пару нарисовать. 

Link to comment
Share on other sites

В итоге сегодня нарисовал еще четыре варианты. Но простые варианты подходят к концу, дальше будут сложными, буду дольше рисовать. 

Link to comment
Share on other sites

Кстати, Ручковский предлагает в декали дать все номера с синей окантовкой. По его словам, нет ни одного фото подтверждения, что номера были с красной окантовкой, зато есть фото, где окантовка синяя. Вот, к примеру:

whiteblue.jpg 00021.jpg

Его цитата:

"Есть вот какой вопрос - долгие годы все рисуют цифры с красной обводкой, в то время как в последнее время народ накопал обломков с СИНЕЙ окантовкой цифр. К слову, красной окантовки откопанной так никто и не показал. Может, в этой декали Ла-5ФН нарисуем цифры с синей окантовкой?"

Есть какие-то соображения на этот счет? Лично для меня, конечно, привычнее красная окантовка. Но против эксперта не попрешь. Так что если есть веские доводы в пользу красного цвета, готов выслушать. 

Link to comment
Share on other sites

Нарисовал еще два варианта. Остался один вариант с графикой и два с дарственными надписями. Сейчас Ручковский пытается разобраться с надписями, потому что на фото реально ничего не видно. Тот случай, когда текст надписи известен, но ничего невозможно разобрать. Но если нарисовать эти варианты, точно станут хитами. Так что будем разбираться. 

Link to comment
Share on other sites

Цитувати

Верхние и боковые поверхности самолета красились по черно-зеленой камуфляжной схеме, низ — светло-голубой. Также окрашивались и ЛаГГ-3, однако чаще встречались Ла-5, имевшие камуфляжную окраску из двух оттенков серого цвета. Звезды наносились на борта фюзеляжа, вертикальное оперение, нижние поверхности плоскостей крыла. Звезды имели черную окантовку, которая в 1943 г. была изменена на бело-красную. Тактические номера, как правило, наносились на борта фюзеляжа.

(Иванов С. В. "Ла -5") про облямівку номерів нічого не згадується

Цитувати

61.jpg

На этом Ла-5ФН раннего выпуска летал капитан П. Лихолетов из 159-го ИАП 275-й НАД 13-й воздушной армии. На фюзеляже истребителя поверх звезды и номера надпись: За Васька и Жору. Капитан Лихолетов сбил 25 самолетов противника лично и пять в группе.

чітко видна облямівка темніша за камуфляж

Цитувати

66.jpg

Еще одно фото Ла-5ФН П. Лихолетова. Хорошо видно, что у машины кок винта, руль направления и тактический номер 15 одного цвета желтого или белого.

Цитувати

67.jpg

Ла-5ФН (бортовой номер 36 желтого цвета) из состава 159-го истребительного авиационного полка 275-й истребительной авиационной дивизии 13 воздушной армии. Бортовой номер нарисован на фюзеляже в плевых условиях, обычно на Ла-5 номера наносились белой краской между килем и звездой на фюзеляже. Также необычна желто-красная окантовка звезд, руль направления желтый.

Цитувати

68.jpg

Летчик Ла-5 с бортовым номером 99 белого цвета готовится занять место в кабине своего истребителя. Обратите внимание на заплатку, закрывающую пробоины в руле направления. Часто у техников не оставалось времени, чтобы покрасить подобные заплаты.

 

Link to comment
Share on other sites

mazapura, спасибо за представленные цитаты. Но я так и не понял, вы согласны с Ручковским в том плане, что цифры стоит сделать с синей окантовкой или нет? Вы цитируете источники, которые сами вроде как не являются первоисточниками. А Александр предоставил фото. 

PS. Я слегка изменил предыдущий пост с вопросом об окантовке. Добавил еще одно фото и цитату из сообщения Ручковского. 

Link to comment
Share on other sites

Все 15 запланированных вариантов готовы. Приступаю к правкам. Есть у меня ощущение, что все 15 вариантов в декаль не поместятся. Придется, видимо, что-то выбрасывать. 

После правок выложу все варианты на обсуждение. 

Link to comment
Share on other sites

On 13.07.2016 at 12:40, foxbot сказано:

... я так и не понял, вы согласны с Ручковским в том плане, что цифры стоит сделать с синей окантовкой или нет?

На жаль, усі фото, що я бачив - чорно-білі, в описах згадку про облямівку взагалі не зустрічав.

Щойно спробував пошукати ["ла-5" бортовой номер синей окантовкой].
Майже відразу знайшов цікавий допис:

Цитувати

Изучение фотоматериала позволяет заключить, что окантовка номеров на самолетах 21 завода становится типичной для самолетов, а) окрашенных в серый камуфляж 1943 года и б) имеющих большие номера, которые стали стандартом 21 завода с весны 1943 года, когда их стали наносить на заводе. Скорее всего это связано с тем, что в сером камуфляже граница серого верха и голубого низа по стандарту поднималась от крыла к стабилизатору, при этом номер наползал на голубой низ и становился плохо различим (белое на голубом):
#
Для повышения различимости и ввели окантовку - да так, что даже на плохоньких фото она видна. Да и сам по себе серый камуфляж светлее черно-зеленого - это тоже могло быть мотивом.

На черно-зеленом камуфляже (граница голубого идет по низу фюзеляжа и не поднимается к стабилизатору) окантовка даже больших номеров не нужна - сам по себе белый номер целиком попадает на темный фон и хорошо виден

тому можна вважати, що синій кант має місце. Сторінкою раніше є наведені Ручковським фото

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...
  • 2 weeks later...

Получил повторные правки. Половина вариантов готовы, осталось немного поправить остальные. Сразу после этого выложу на посмотреть, проверить, высказать замечания и предложения. 

Link to comment
Share on other sites

Итак, как и обещал, варианты. 

1) Site_La-5FN_05.jpg 107-2 молния.jpg

2) Будет только в декали 1/48 масштаба

Site_La-5FN_07.jpg

3) Будет только в декали 1/72 масштаба

Site_La-5FN_15.jpg 5331.jpg

4) Site_La-5FN_17.jpg pic_10.jpg

5) Site_La-5FN_25.jpg (100612174935)_002 34 IAP.jpg

6) Будет только в декали 1/72 масштаба

Site_La-5FN_30.jpg 41giap Lobanov.jpg

7) Site_La-5FN_34.jpg kcckndhnempemoki.png

8) Site_La-5FN_44.jpg oikkldgdehaikppi.png

9) Site_La-5FN_68.jpg 6.jpg

10) Site_La-5FN_70.jpg EAP264_1_6_5-EAP264ML_Box96_035_L.jpg

11) Site_La-5FN_71.jpg 18-2.jpg

12) Site_La-5FN_75.jpg 0_12a68_b7c89918_L.jpg

13) Site_La-5FN_93.jpg hdnifaghkeagljpe.png

14) Site_La-5FN_185.jpg 5_fn185stripes.jpg

15) Site_La-5FN_Mongol.jpg mongol.jpg

 

Заодно можно оценить, по каким материалам приходится рисовать. 

Link to comment
Share on other sites

Теперь можно проверять, высказывать замечания и делать предложения.

Предварительно, будет одна декаль в 1/72 масштабе на 14 вариантов и две декали на 1/48 по 7 и 6 вариантов. Один вариант будет только в декали 1/48, потому что его давал КР в своей изкоробочной декали, и два варианта будут только в декали 1/72, потому что в 1/48 их давал Эдуард и Вектор, потому повторять нет никакого смысла. 

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Новые сообщения на форуме

    • Вернувшись в моделизм в 2005 году, я окунулся в мир авиации. Книги, журналы, авиашоу..  Но выехав с семьей на отпуск в августе 2006 года в одно утро я оставил семью на пляже а сам сел в машину и уехал в самый запад штата Флорида в город Пенсакола, где находится музей военно-морской авиации (naval aviation museum https://navalaviationmuseum.org/ ) Про музей можно говорить много, но одним из самых сильных впечатлений от этого первого посещения был самолет Vought F7U Cutlass. Самолет просто поражает своей "позой" - если под носом можно пройти не сгибаясь, то хвостовая часть находится так низко, что можно взобраться на крыло без лесенки. Вернувшись из отпуска домой естественно начались поиски модели. Тогда еще я незнал о существовании форумов, не знал о сайте scalemates.com (а этот сайт тогда и не существовал даже!), поэтому увидев на eBay (тогда это был для меня главный источник моделей после магазина) модель в 48-ом масштабе от HobbyCraft, быстренько её купил.  Уже потом я узнал что местные моделисты называют HobbyCraft обидным прозвищем "Hobby Crap" (что в вольном переводе обозначает "Гадость Хоббиста"), потом осознал что 48ой масштаб "не мой", но модель уже была "в закромах" и в 2009ом году (после очередного посещения музея) модель была сделана. Сделана и поставлена в "боковой шкаф" ибо в 48ом масштабе других моделей у меня практически нет.  Включаем "быструю перемотку" и переносимся в декабрь месяц 2022 года, на "рождественский" сбор нашего модельного клуба, где мы по традиции обмениваемся подарками играя в "Dirty Santa" (все приносят запакованные подарки, вытаскивают бумажки с номерами из шляпы и по порядку вытащенных номеров либо разворачивают новый подарок, либо отбирают уже предварительно открытый, при этом тот у кого подарок отобрали или отбирает подарок еще у кого-то, либо открывает еще не открытый). В результате я стал обладателем шикарного набора от Eduard - F4F-3 Wildcat опять-же в "не моем" 48-ом масштабе, которая была положена на полку, ибо масштаб не мой, но собрать надо - ибо подарок!  Включаем "быструю перемотку" опять, на сей раз переносимся в апрель месяц этого года, когда президент нашего клуба, бывший морской летчик (впоследствии - капитан 737го Бобика в Дельте) поехал навестить своего сына - тоже пилота морской авиации на базу в ... Пенсаколе. Да-да, той-же самой Пенсаколе, где находится музей (на самом деле, музей находится на территории базы, и для того что-бы попасть в музей надо показать документы и сказать куда едешь). Так вот, когда наш "отставник" навещал сына, он увидел что в здании командования школы Морской Авиации (Naval Aviation Schools Command) стоит пустой шкаф, в котором во времена, когда он сам там учился (37 лет назад) стояли модели самолетов, показывающие историю морской авиации. Наш "президент" попросил сына поговорить с командиром школы на предмет восстановления этого дисплея и такое разрешение было получено. Наш клуб является инициатором такой полезной (на мой взгляд) инициативы по обучению будующих морских моряков истории морской авиации. Запланировано разместить в кабинете 36 моделей, часть уже готовых, часть будет собрана специально для этого кабинета. Я отдаю ранее описанный F7U-3 Cutlass и делаю F4F-3 Wildcat от Эдуарда.   Прошу прощения за столь долгое описание, но думаю что в данном случае оно нужно что-бы объяснить чего вдруг я полез не в свой масштаб и тематику.  
    • Також зробив пілони  Пілони від Рескіт це щось нереальне, наче і не буде видно повністю їх, але якщо дивитись на модель знизу, то це просто супер деталізація на найвищому рівні завтра буду встановлювати це все щастя на модель, всі антени, та ліхтар
    • Добрий вечір Встановив стійки з створками шасі на літак, трохи повозився з установкою основних стійок Шкода що багато зробленого заховано в нішах
    • Отличный темп при достойном качестве 👍. А вот слово.. нужно читать внимательно, иначе можно прочитать сильно неправильно )))
×
×
  • Create New...