Jump to content

Везеринг: что это такое, для чего он нужен и как его делать?


Tali

3,707 views

Второе предложение данного материала посвящено тем, кто прочитал заголовок и уже заготовил тухлых фруктов и овощей с надеждой закидать меня ими за всякие неверные утверждения. Все, что написано далее является частной точкой зрения автора, который не настаивает на ее исключительной правильности и не призывает всех принять ее на вооружение. Просто время от времени в интернетах появляются модели, которые, как мне кажется, можно было заметно улучшить, если бы автор знал и/или понимал некоторые моменты, касающиеся загрязнения прототипов в процессе эксплуатации. Корона мне не жмет,  я ничего не продаю, не считаю себя гуру и не претендую на подобный статус, поэтому желание поделиться своим видением с коллегам – единственная причина появления данной статьи. Надеюсь, что данный материал даст кому-то пищу для размышления, что выльется в более качественные, зрелищные и реалистичные модели.

Слово «реалистичные» в контексте статьи очень важно, тк автор считает, что масштабная модель должна максимально точно передавать выбранный прототип в конкретный момент времени. Если вы строите чистые модели – не вопрос. Любите «гишпанщину» – тоже не вопрос, но эта статья будет про реалистичные модели. Готов подискутировать в комментариях, но предметно и вежливо.

Ну и поскольку автор любит самолетики, то все написанное будет про них.

Что такое везеринг и зачем он нужен?

Любой прототип (самолет, танк, корабль и проч.) в процессе эксплуатации подвергаются воздействию разных факторов, которые так или иначе изменяют оттенки и фактуру заводского лакокрасочного покрытия, что на выходе дает столь любимые моделистами «визуальные эффекты». Воспроизведение этих эффектов на пластике позволяет получить настоящий самолет, только маленький.

Знаменитый – не побоюсь этого слова – Ту-22 Юваля Кизнера, который мои не-модельные друзья сходу принимают за настоящий.

g02125_1770436_zpsa209d961.jpg

Здесь, поразмыслив, я решил не ставить модели людей, которых я знаю лично. По понятным причинам.

Можно, впрочем, ничего этого не делать и получить что-то такое.
Очень аккуратно, но очень плоско и игрушечно. Такой себе офис-стайл.

image3.jpg

Какие бывают факторы, которые воздействуют на самолет (классификация автора):

  • Природные
    Это воздействие дождя, солнца (УФ), морской соли, песка, земли (грязь) и проч.
  • Механические/внешние
    Ну например: потоптались каблуками по крылу и натащили грязи, а заодно стерли краску до грунта или металла. То же самое – с бортом. Откручивали винты и содрали краску на головках крепежа, потом бросили капот на землю и поцарапали о камешки. Сложили подвесные баки на землю и оставили на недельку – грязь, потеки, царапины и т.п.
  • Эксплуатационные
    Здесь мы говорим о потеках разных гидротехнических жидкостей, различные выхлопы (например, от патрубков), подкрашивания, замену отдельных элементов конструкции и т.п.

На мой субъективный взгляд, самые зрелищные модели – те, где автор сумел наиболее сбалансированно и реалистично воспроизвести влияние этих факторов с использованием подходящих техник везеринга.

Далее – определение автора.

Везеринг – комплекс техник, позволяющих имитировать изменение цвета и фактуры оригинального лакокрасочного покрытия прототипа вследствие воздействия природных, механических и эксплуатационных факторов.

Проблемы с везерингом в модельном контексте

С везерингом есть несколько распространенных проблем, которые я перечислю ниже.

  • Отсутствие везеринга
    Я считаю, что это очень зря. Аргумент "строю чистую машину только из цеха" не кажется мне убедительным. Во-первых, в цеху по самолету тоже ходят. Там тоже есть пыль. И даже у чистой машины есть видимые контуры каких-то съемных панелей, механизации, и т.п. Их желательно выделять хотя бы смывкой.  
  • Бездумный везеринг
    Это когда автор пачкает модель, не имея ни малейшего понимания о причинах появления тех или иных эффектов. Есть некие приемы, и автор им следует. На выходе получается модель со сколами до металла на /в оригинале/ деревянных элементах или что-то подобное.
  • Чрезмерный везеринг
    Так часто поступают приверженцы испанской школы и зачастую в сочетании с первым пунктом. Они яростно фильтруют модель после нанесения основного цвета, смывают все что можно смыть, применяют солевую технику, потом масляные точки, потом рисуют сколы до металла, добавляют акварельные карандаши и т.п. Получается ужасно графичный аппарат, который шикарно смотрится на фото, но имеет мало общего с прототипом и здравым смыслом.
  • Несбалансированный везеринг
    Это неочевидная для многих (по моим наблюдениям) ситуация, когда автор вроде бы и хочет состарить модель, но боится. Такие работы легко узнать по аккуратной и чистой покраске, с ядерным выхлопом или жирным потеком из какой-то одной конкретной дырки.
  • Не владение техниками везеринга
    Вроде и в нужных местах, и эффект правильный, но как-то нереалистично, игрушечно. Это легко решается изучением чужих понравившихся строек, практикой и опытом. Итак, везеринг должен быть вдумчивым! В идеале, сначала нужно определить, что именно вы хотите имитировать и только потом подбирать для этого оптимальную технику.

Примеры:

Типичный пример бездумного везеринга в клетку – т.н. «тетрадка стайл». Автору статьи пока не удалось найти ни один прототип со столь явным и равномерным эффектом.  

image5.jpg

 

Техники везеринга

Их относительно немного и каждая из них позволяет решить ту или иную задачу. 

  • Фильтр
  • Смывка (washing)
  • Сухая кисть (dry brush)
  • Масляные точки
  • ...

 

Я не закончил. 

Это черновик...

96040305_2639840596335765_2742678227309821952_o.jpg

0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...