Jump to content

Обзор Су-9(К) Prop&Jet, 72218


foxbot

Recommended Posts

Так уж вышло, что в свое время я несколько лет проработал в автомобильном журнале. Потом еще несколько лет писал обзоры на атомобильную тематику. Потому время от времени рассуждаю категориями мира машин. Вот и в этом случае возникает желание провести аналогию между автомобилями и моделизмом.

Все автомобили по их применению можно было бы разделить на три большие категории. Первая – машины просто для езды. Это самая большая группа, в которой машины используются по прямому назначению – перевозят пассажиров и грузы из пункта А в пункт Б. Сюда я б отнес продукцию таких компаний, как Nissan, Toyota, Peugeot, Citroen, Opel, Volkswagen, Ford и другие. Вторая группа – машины для «секоса». В отличие от первой группы автомобили из этой не столько перевозят пассажиров и грузы, сколько кочуют, причем далеко не всегда своим ходом, из гаража на СТО и обратно, и заставляют своих владельцев заниматься «интимом» с ними, т.е. не столько ездят, сколько находятся в ремонте. Это вам и продукция всем известного АвтоВАЗа, и отечественного ЗАЗа. Ну и наконец третья группа – статусные авто. Они предназначены не столько для перемещения пассажиров с одного места в другое, сколько для того, чтобы демонстрировать статус своих владельцев. И по большому счету место им где-нибудь в музее, как и другим произведениям искусства, чем на дорогах массового пользования. Понятное дело, речь идет об авто иаких марок, как Rolls-Royce, Bugatti и Bentley.
Все тоже самое и в мире моделей. Есть модели для сборки, производимые Airfix, Hasegawa, Academy, Trumpeter, Звезда и многие другие. Есть модели для «любителей острых ощущений» - это разного рода вакушки и продукция ЮМТК и А-модел. Есть и статусные модели, к которым можно смело отнести продукцию таких производителей, как Prop&Jet и Vector.

Вот о модели от Prop&Jet сейчас и пойдет речь.

Имею на руках недавно вышедшую модель одного из первых советских опытных реактивных самолетов Сухого – Су-9(К). Сам по себе прототип представляет определенной интерес, потому имеет смысл и о нем сказать несколько слов.

Немного о прототипе
…Одним из первых в Советском Союзе к созданию ТРД приступил А.М. Люлька - сотрудник кафедры двигателей Харьковского авиационного института. Вместе со своими сподвижниками он разработал в 1937 году проект "Ракетного турбодвигателя" РТД-1 с тягой в 500 кгс. Ученый Совет ХАИ невысоко оценил проект необычного двигателя, но все же рекомендовал направить автора с материалами проекта в Москву.…
22 мая 1944 года состоялось постановление правительства "О создании авиационных реактивных двигателей", один из пунктов которого предписывал начальнику НИИ-1 П.И. Федорову и конструктору А.М. Люльке построить экспериментальный газотурбинный ВРД со статической тягой 1250 кгс и предъявить его на заводские испытаний к 1 марта 1945 года. Так как в НИИ-1 производственной базы для создания ТРД не было, решением правительства на небольшом московском механическом заводе штампов и приспособлений №165 развернули опытно-конструкторскую базу по изготовлению реактивных двигателей. В начале 1945 года на этом предприятии был изготовлен первый экземпляр экспериментального ТРД С-18, спроектированного группой А.М. Люльки.
В начале 1945 года 7 ГУ НКАП СССР утвердило план I квартала со сроком завершения работ по реактивному истребителю к 1 марта 1946 года, но во II и III кварталах тема была исключена из плана, и работа по ней опять перешла в разряд инициативных. К тому же, отсутствие летного образца двигателя С-18 вынудило проектировщиков использовать трофейный двигатель Jumo-004.
В октябре 1945 года эскизный проект самолета с двумя ТРД Jumo-004, получивший в ОКБ шифр "Л", был утвержден 7 ГУ НКАП СССР, а в середине декабря - главным инженером ВВС КА.

post-13-0-07120900-1420889323_thumb.jpg post-13-0-21333800-1420889327_thumb.jpg post-13-0-20415400-1420889331_thumb.jpg post-13-0-91601700-1420889336_thumb.jpg post-13-0-13033200-1420889342_thumb.jpg

 

post-13-0-75482100-1420889346_thumb.jpg post-13-0-51490600-1420889351_thumb.jpg post-13-0-91935400-1420889470_thumb.jpg post-13-0-56687600-1420889476_thumb.jpg

Согласно эскизному проекту, самолет предназначался для ведения активного воздушного боя с истребителями и бомбардировщиками противника в прифронтовой зоне и представлял собой цельнометаллический среднеплан с трехколесным убирающимся в полете шасси.
В процессе проектирования и постройки опытного экземпляра самолета, получившего заводской шифр "К" и обозначение Су-9, в его конструкцию внесли ряд изменений, в основном коснувшихся планера самолета, шасси и оборудования, а взамен трофейных немецких двигателей Jumo-004 установили их отечественные аналоги - РД-10…
Более подробно о прототипе можно почитать в Интернете.

Вернемся к самой модели. До сих пор модель Су-9 в пластике, насколько мне известно, не производилось. Несколько лет назад компания Микромир анонсировала модель в 1/72 масштабе, но что-то у них не заладилось, и модель до сих пор так и не появилась. Зато вышла модель в смоле.

Коробка

post-13-0-92415300-1420889481_thumb.jpg post-13-0-28489300-1420889487_thumb.jpg post-13-0-44401000-1420889492_thumb.jpg post-13-0-43349900-1420889497_thumb.jpg

Коробка довольно компактная и имеет следующие размеры 220х150х30. Верх и низ из обычного картона. Очень ненадежная для хранения и особенно для пересылки. Мне модель пришла в стандартной почтовой коробке, но даже это не спасло упаковку от повреждений: почта в очередной раз «отличилась». Хорошо еще, что хоть сама модель была упакована в защитную пленку с пупырышками и не пострадала.
Боксарт. На коробке размещено одно из известных фото Су-9(К). Вполне нормальное решение, ибо, как говорит поговорка: «Масло в рекламе не нуждается, это маргарину требуется реклама». Потому в данном случае зрелищность коробки большого значения не имеет.
На коробке также размещены логотип компании, название летательного аппарата на английском и русском языках Сухой Су-9(К)/Sukhoi Su-9(K). Здесь же размещена надпись на русском и английском языках «Сборная модель из полиуретановой смолы. Для опытных моделистов/Limited edition polyurethane resin kit, For experienced modelers». Также указан масштаб модели 1/72. На торцах дублируется информация с верха и указан номер модели по каталогу 72218. На одной боковине указан масштаб и название модели на русском языке «Су-9(К). Опытный истребитель П.О. Сухого». На второй боковине идет предупреждение на русском и английском языках: «Набор содержит мелкие и хрупкие детали. Не предназначен для лиц моложе 14 лет/ This kit contains small and fragile parts. Not suitable for persons age under 14 years old», Надпись «Сделано в России/Made in Russia» и логотипы Prop&Jet и Scalemodels.ru.
В коробке четыре пакета с клапанами с деталями из полиуретановой смолы, два ваку-фонаря в отдельном пакете, инструкция и декаль с защитным слоем.

Инструкция

post-13-0-20904100-1420889502_thumb.jpg post-13-0-22307100-1420889508_thumb.jpg post-13-0-33920100-1420889513_thumb.jpg post-13-0-85895400-1420889518_thumb.jpg

Инструкция представляет собой распечатку на двух листах формата А4, сложенных вдвое. На первой странице размещена информация о прототипе на русском языке. На второй странице дается предупреждение относительно работы с полиуретановой смолой, ЛТХ прототипа и перечень деталей. На третьей странице дается схема смоляных деталей с их нумерацией. Четвертая-седьмая страницы - инструкция по сборке модели, на восьмой странице - схема окраски и схема нанесения декалей.
Все довольно четко и понятно, за исключением, пожалуй, пункта сборки шасси на шестой страницы. В этом месте произошло явное перенасыщение информацией, потому довольно непросто разобраться, что к чему.
В этом же пункте производитель предлагает из тянутого литника сделать упор под щиток размером 3 мм длиной и примерно 0,2 мм диаметром. Из обсуждения на форуме становится ясно, что отлить из смолы такие мелкие детали довольно проблематично, чтобы при этом они сохранили свои свойства и не поломались. Могу, конечно, ошибаться, но и детали из тянутого литника с такими параметрами вряд ли будут надежными. Думается мне, что лучше сделать их из отрезка инсулиновой иглы или трубки соответствующего диаметра. Наверняка получится куда надежнее.

Декаль

post-13-0-82861300-1420889523_thumb.jpg

Декаль небольшая, ее размеры 85х40 мм. На ней даны два комплекта звезд, один с двойной красно-белой окантовкой, второй с одинарной красной окантовкой. Причем декаль сразу на две модели, на Су-9(К) и Су-11(ЛК). При этом комплект с красно-белой окантовкой идет на Су-11(ЛК). В принципе, для модели экспериментального самолета, на котором не было никакой графики или заметной технички, вполне достаточно. Декаль отпечатана на Бегемоте, так что в качестве печати сомневаться вроде как не приходится.

Модель
Смола светло-серого цвета. Имел возможность сравнить со смоляными конверсионными и афтемаркетными наборами от NeOmega, Olimp Resin, ARMORY, Airеs и некоторыми другими, и должен заметить, что смола от Prop&Jet по своим качествам не похожа на многие видимые мной смоляные наборы. Мелкий облой присутствует, и он имеет свойство откалываться, но в отличие от других производителей, эта смола выглядит довольно прочной и более всего схожа на продукцию Airеs. Слышал мнение, что смола от Prop&Jet обрабатывается так же легко, как и пластик. Потому в этом плане моделист вряд ли заметит существенную разницу. Также слышал мнение, что и стыкуемость моделей Prop&Jet такая, что применять шпатлевку практически не потребуется. Тем не менее, есть и отличие – для сборки модели из полиуретановой смолы требуется циакриновый клей, а это означает, что придется тщательно обрабатывать детали до их склеивания, поскольку после приклеивания вряд ли будет возможность внести исправления.
Крой очень тонкий и я давно не видел такого аккуратного кроя. Есть единственное опасение, как бы после грунтовки и окраски он не пропал. Деталировка поражает своей проработкой и ажурностью.
Детали разделены по пакетам.

post-13-0-37476300-1420889530_thumb.jpg post-13-0-18366300-1420889537_thumb.jpg post-13-0-61911900-1420889543_thumb.jpg post-13-0-88424900-1420889549_thumb.jpg post-13-0-70644400-1420889557_thumb.jpg

 

post-13-0-04587900-1420889564_thumb.jpg post-13-0-01029000-1420889570_thumb.jpg post-13-0-00990700-1420889577_thumb.jpg post-13-0-42698000-1420889582_thumb.jpg post-13-0-39621500-1420889588_thumb.jpg

Первый пакет – половины фюзеляжа. Питатели очень тонкие и, думаю, проблем с отделением деталей возникнуть не должно.

post-13-0-74897400-1420889593_thumb.jpg post-13-0-03299700-1420889599_thumb.jpg post-13-0-48151700-1420889604_thumb.jpg post-13-0-21936000-1420889610_thumb.jpg

 

 

post-13-0-30619800-1420889616_thumb.jpg post-13-0-11325700-1420889622_thumb.jpg post-13-0-99525400-1420889627_thumb.jpg post-13-0-63815700-1420889633_thumb.jpg

Второй – крыло, отлитое одной деталью. Такой вариант позволяет сразу задать правильный угол плоскостей. Кроме того, в этом случае задняя кромка крыла будет настолько тонкой, насколько это вообще возможно, и пропадает потребность ее стачивать.

post-13-0-49782400-1420889639_thumb.jpg post-13-0-78432300-1420889645_thumb.jpg post-13-0-81698200-1420889651_thumb.jpg post-13-0-09220900-1420889658_thumb.jpg post-13-0-55475100-1420889664_thumb.jpg post-13-0-52575400-1420889671_thumb.jpg

Третий – стабилизаторы, поворотная часть киля, колеса, створки ниш шасси, мелочевка. Стойки армированы стальной проволокой, потому наверняка достаточно прочные и смогут выдержать вес модели. Конечно, если не пытаться их разломать специально. В принципе, в качестве перфекционизма я б еще стволы пушек заменил бы на трубки подходящего диаметра. Это еще больше оживит модель.

post-13-0-97365000-1420889677_thumb.jpg post-13-0-98507800-1420889683_thumb.jpg post-13-0-26644300-1420889691_thumb.jpg post-13-0-92051700-1420889697_thumb.jpg post-13-0-43014800-1420889704_thumb.jpg

 

post-13-0-15690800-1420889710_thumb.jpg post-13-0-37254200-1420889716_thumb.jpg post-13-0-51266200-1420889723_thumb.jpg post-13-0-40379700-1420889730_thumb.jpg

Четвертый – детали двигателей, пороховые ускорители, передняя ниша шасси, кабина пилота и кресло. Где-то на форуме проскакивала информация, что в скором времени должны еще выйти двигатели в раскапотированном состоянии. Но и без дополнительной опции все выглядит вполне пристойно.

post-13-0-09449400-1420889737_thumb.jpg post-13-0-56813300-1420889743_thumb.jpg

Пятый – два ваку-фонаря (второй – запасной). Как и положено ваку-фонарям, оба тонкие и прозрачные. А отдельный пакет защищает их от повреждений и царапин.
Наконец-то начинаю понимать любителей смоляных моделей. Настолько тонкой, проработанной модели до сих пор я еще не встречал. Насколько могу судить, если шпатлевка и потребуется, то разве что в месте крепления крыла к фюзеляжу и в местах крепления двигателей к крылу. Кстати, слышал мнение человека, который уже собирал эту модель. По его словам, это сплошное удовольствие: два вечера на сборку и два – на покраску. Поверим на слову человеку, для кого сборка модели – пройденный этап.

post-13-0-46848500-1420889750_thumb.jpg

А вот любителей вкладывать модели в чертежи должен огорчить: в данном конкретном случае этот номер не пройдет по простой причине – на Су-9 просто нет нормальных чертежей. Чтобы подтвердить это утверждение, я просто наложил имеющийся чертеж из монографии «Первые реактивные истребители Сухого» издательства Polygon на фото прототипа. И сразу же выясняется, что чертеж заметно длиннее, причем в хвостовой части за счет чрезмерной ширины самого киля. При этом стабилизаторы уже, чем надо. Также бросается в глаза, что двигатель на чертеже заметно короче того, что на фото. А крыло, соответственно, уже. Я спросил Мусу по этому поводу, и он ответил, что так и есть, нормальных чертежей на данный самолет не существует. И для изготовления модели ему пришлось заново рисовать графику по имеющимся фото. Так что прикладывать модель к имеющимся чертежам попросту бессмысленно. Ну а если кто и не верит, пусть сам проверяет.

post-13-0-41927400-1420889756_thumb.jpg post-13-0-34055200-1420889764_thumb.jpg post-13-0-00850400-1420889771_thumb.jpg post-13-0-54642600-1420889777_thumb.jpg post-13-0-22792600-1420889784_thumb.jpg post-13-0-09635800-1420889791_thumb.jpg post-13-0-29748000-1420889797_thumb.jpg

Ну и несколько фото собранной модели с сайта сайта Prop&Jet.

Выводы
Эта модель явно из числа тех, которые непременно нужно иметь в своей коллекции. Но чтобы заполучить ее в свою собственность, недостаточно просто иметь на это желание или определенную сумму денег в кошельке. Нужно еще обладать и определенным статусом в модельном мире.
Поскольку я не считаю себя достойным моделей такого уровня, да и не имел пока что опыта работы со смоляными моделями, то по договоренности с производителем я передаю ее человеку, который проведет он-лайн сборку и по ее окончании опубликует детальный обзор.

Выражаю благодарность Мусе Зекорееву за предоставленную для обзора модель.

Link to comment
Share on other sites

  • Tali featured this topic
Guest
This topic is now closed to further replies.
  • Новые сообщения на форуме

    • Вообще, есть еще один вариант. На мой взгляд для 72ого масштаба во многих моментах это наиболее масштабный и корректный способ отображения мелких решеток. Самодельная декаль. Эта идея родилась у меня уже давно, но впервые реализовал на модели только на Миг-23МЛА. Вот: Рисовал "решетки" в фотошопе, печатал на декальной бумаге.  
    • Ок, спасибо, посмотрим. Нюанс может быть в виде решетки: может быть сетка с квадратными ячейками, а могут быть круглые соты (вот в данном случае соты круглые). Но инфа полезная, проверим.
    • Lipton Он в пакетиках в виде пирамидок продается. там прям на коробке они нарисованьі.
    • Это какая марка чая? На будущее 
    • Что то я пропустил это. Ну у себя я делал примерно так. Спереди намечал отверстие иглой строго по центру. Потом растачивал сверлом от малого к большему. Наибольший диаметр сверла соответствует диаметру головки самонаведения. Посадочное место таким образом подготовлено. Далее делал саму головку. Для этого используя тоже самое сверло в качестве пробойника я делал сначала круглую основу из тонкого пластика, а потом саму головку из фольги-самоклейки. Ну а потом, как уже понятно, устанавливал всё это в посадочное место. Примерно так.
×
×
  • Create New...