Jump to content
Sign in to follow this  
Misha80

BF109E-1/E-7 Stkz.CS+AJ/WNr. 3523

Recommended Posts

Заранее благодарю своего брата Максима Кучина за перевод (07 окт 2016)

1-2.thumb.jpg.24220e7344f119485d79488619fcbeec.jpg

ВОЗВРАЩЕНИЕ «КРАСНЫЙ 6»

ИЗВЕСТНЫЙ БРИТАНСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕСТАВРАЦИИ ДЖИМ ПИРС ПОДНЯЛ ОЧЕНЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВОЕННЫЙ САМОЛЕТ ИЗ РОССИЙСКОГО ОЗЕРА. (МАРК ШЕППАРД)

Messershmitt BF109Е Werknummer (WNr) 3523 первоначально был изготовлен на заводе Арадо в Варнемюнде, Германия как Е-1.
Арадо отвечал за изготовление около 500 Bf 109E-1 (в том числе 50 E-1/B истребителей - бомбардировщиков) в соответствии с лицензией.
Считается что, 3523 был в партии 3380-3664 и произведен c июня 1939 по апрель 1940 года. У Арадо GmbH и Физелер GmbH были две основные лицензии производителей на BF 109Е-1 в то время как WNF и Эрла были производители пушечного вооружения BF 109Е-3 И Е-4.
На протяжении сентября 1939 года, 3523 был завершен с двигателем Даймлером - Бенц DB601A V-12 мощностью 1100 лошадиных сил. Стандартное вооружение состояло из четырех MG 17 7,62-мм пулеметов (два над двигателем..

Share this post


Link to post
Share on other sites

2-2.thumb.jpg.de3aa4ca09c95d3a2376faa254a0a144.jpg

и по одному на каждое крыло)
Cхема окраски была стандарта 1939, RLM70 Swarzgruen (черно-зеленый), RLM71 Dunkelgruen (темно-зеленый) верхняя поверхность крыльев, хвостовое оперение и фюзеляж, снизу была выполнена RLM65 Hellbau (светло голубой).
Тогда же были применены Stammkennzeichen или Stkz (фабричные коды) CS+AJ на фюзеляж и под крыльями.
Следующие испытания проходили в Вермунде, куда истребитель был доставлен Lufftwaffe 28го сентября 1939 года. Какому борту первоначально был присвоен 3523 в настоящее время неизвестно. Он мог бы оказаться в любой из пол дюжины единиц – Jagdgeschwader, Jagdschuele или даже в качестве резервных самолетов в Feldflugpark (лидирующая площадка самолетов).
Документально 3523 не получил хоть какое-то повреждение в период сентября 1939го середины 1940го.
В соответствии с записями Reichsluftministerium (RLM) августа 1940, все не поврежденные BF 109E-1 были высланы в...

Верхний коментарий Джима Пирса к 1стр: BF 109E после того, как поднят к берегу. Не поврежденный фонарь вызывал беспокойство, что пилот был еще на борту. К счастью исследования показали, что он выбрался невредимым.

фото 1: Uffz Мендл с BF 109E-7 1187 Rote 4. Девять побед принадлежат лейтенанту Видович, летавший на самолете до 20 марта 1940 года. Истребитель затем был приписан Медлу, когда прибыл 3523. Может, BF 109 с желтым носом на заднем плане и есть 3523? (Ерик Момбик)

фото 2: Подъем BF 109 из озера на закате. Руль и его козырек уже сняты. (Джим Пирс)

Share this post


Link to post
Share on other sites

3.thumb.jpg.65f3be1c7768a545008a9e30c7d4f1df.jpg

ремонт/установку обновления. Известно, что многие E-1 из той же самой партии были модернизированы до E-4 и E-7 в этот период.
В Quartermaster's до этого периода (который является нашим главным источником информации WNr), зарегистрированные повреждение/потери были меньше тактического числа самолетов. Это было только позже, что они начали ссылаться на WNr. Поэтому любая ссылка на 3523 понесший любой ущерб не может быть обнаружена из этого источника.
Модернизация E-7 была довольно легка и включила замену MG 17 в крыльях для переделанной пары, которая была изменена, чтобы позволить установку единственного 20-миллиметрового орудия MG-FF в каждом крыле. Дополнительный перемонтаж области кабины был сделан, чтобы упростить адаптацию стойки геометрической оси фюзеляжа ETC, чтобы перенести или 300-литровый подвесной топливный бак или 250-килограммовую бомбу. Характерной чертой E типа был плоский обтекатель, часто сшитый к острому концу для лучшей динамики. Такие перемены стали одним из основных индикаторов модернизации E7. В последних изменениях, во многих случаях, была установка более тяжелой структуры остекления кабины с бронированным подголовником.
Модернизированный Bf 109E-7 3523 тогда служил до конца 1940 года и в начале1941. Опять же не существует каких-либо отчетов или исторических справок на повреждения 3523, хотя нужно предположить, что flugbuch (бортовой журнал) с 3523 или CS+AJ был четко зарегистрирован.
В середине-1941, 3523 уже летал два года и имел сотни часов обслуживания. К этому моменту он достиг требований о капитальном ремонте в достижении двух лет/1500 часов налета, что так же включало в себя полный демонтаж металлических поверхностей для новой покраски. На данном этапе 3523 мог иметь три или четыре различных цветовых схемы отличающихся от первоначальной заводской. Это, как полагают, является причиной почему 3523 не имел никаких доказательств предыдущей схемы и маркировки.
После капитального ремонта 3523, был закончен как E-7 "Trop" и окрашен Североафриканскими цветами RLM79 Sandgelb (желтый песок) на верхних частях фюзеляжа и RLM78 Helhlbau (голубой) на нижних поверхностях. Также считается, что 3523 имел окрашенные обтекатель двигателя сверху и снизу Gelb RLM04 (желтый) поверх RLM79 (главный обтекатель был очевидно окрашен, так же как на корпусе, поскольку желтый аэрозоль вошел в апертуры и покрыл двигатель DB601A). После завершения, 3523 был снова маркирован его Stkz CS+AJ и отправлен Feldheftpark (склад самолетов) для дальнейшего ожидания распределения. Там не было никаких подтверждений о белых полосах на фюзеляже, которые обычно применялись к «Тrop» вариантам для Северного африканского компании. Известно, что они часто были на маршрутах по Северной Африке, а также Италии. В конце 1941 в начале 1942г на Bf 109Е «Тrop» были возложены и другие обязанности, как F модели, которые были отправлены в Северную Африку.
В 1942 году Jagdgeschuader 5 (JG5) в Luftflote 5 на севере стал получать BF 109Е, и это было в мае 1942 до того, как некоторые подразделения в Заполярье стали поступать Bf 109.

фото 1: Другой вид Bf 109 на берегу. Обратите внимание на бронированное лобовое стекло и отсутствие люка на фюзеляже. Желтый обтекатель расположен рядом с самолетом. (Джим Пирс)

Share this post


Link to post
Share on other sites

4-2.thumb.jpg.019e550cee6f6948b2ad0d67ba358aa9.jpg

3523 больше не требовался для Северной Африки и истребитель вернулся в Люфтваффе в ремонтный / конверсионный склад, где был перекрашен по стандарту в Европейские камуфляжные цвета истребителя того периода, что так же произошло с остальными Bf 109F. Неясно, были ли повторно нанесены кресты или просто замаскированы. Известно лишь то, что WNr на киле и несколько трафаретов на обтекателе оружия были маскированы перед перекрашиванием. Разграничительные линии отчетливо просматривались без иного аэрозоля и указывали на то, что 3523 был качественно маскирован до перекрашивания. Он был закончен в RLM74 Grauviolet (серо-фиолетовый) RLM75 Graugruen (серо - зеленый) и RLM76 Lichtblau (светло-синий). Синий был так же применен на боковых частях фюзеляжа с крапчатыми границами RLM74/75.
Разграничительные линии были те же, что для BF109 1940 года, но в 1942 с европейской схемой. Это сочетание цветов считается довольно обычной на модели Е.
В начале 1942 г. истребитель доставили через Германию, Восточную Пруссию, Ригу, Таллин и через Финский залив в Малми (Хельсинки). 27го февраля 1942 года два Bf109-E7, 3523 и 3183, взлетели с аэродрома Мальми, и в 17:15 приземлились в Пори в Финляндии западное побережье.

Коментарий к стр. 3-4: Схематический профиль, как выглядел 3523, когда был сбит в апреле 1942. Два исключения это эмблема 5./JG5 (которые не были применены вовремя, но регулярно использовались) и перенос возможных побед Видовича. (Киетил Аакра)

фото 2: Поднятый DB601 A с пропеллером. Двигатель загрязнен в иле до половины обтекателя. Магнезиевое масло не смогло противостоять грязи и полностью растворилось. Открытые зажимы пулеметов MG 17 указывают на то, что орудие было снято. (Джим Пирс)

фото 3: Табличка на фюзеляже корпуса, показывающая место производства Арадо Warnemuende, тип BF.109.Е 1, Werke Nr 109-3523, год выпуска 1939 года и дата ввода в эксплуатацию 27 сентября. Интересно то, что не было штампа с Е-1 до E-7 (Марк Шеппард)

Share this post


Link to post
Share on other sites

5.thumb.jpg.c7a90dab9fa4bf103762d8f68149b34a.jpg

Пори был главный Feldflugpark (парк самолетов) для Luftflotte 5, хранящий все типы запчастей и запасных самолетов. Вполне вероятно именно там, ожидая своего распределения, был докрашен RLM04 на нижние законцовки крыла и руля высоты. 20 марта 1942, двум пилотам из 5 Staffel, Jadgeschuader 5 (5./JG5), была поручена подготовка двух BF109E для своего отряда. Вскоре были перевезены в Пори унтер-офицер (Uffz) Артур Мэндл и Uffz Эрнст Кох, которых приписали к их соответствующим самолетам. Мэндл на 3523, Кох на SF+BC вылетели из Пори в 13:55 и совершили посадку в Кеми в 15:32. У них был 1 день отдыха и 22 марта вдвоем улетели в 09:45 в Петсамо, приземлившись там в 11:23.
Что интересно, в обоих бортовых журналах Мендла и в журнале аэродрома Пори, зарегистрированный Bf 109Е-7 летел как 3523. Bf 109Е-7 Коха был зарегистрирован его четырьмя буквами Stkz. Суть состоит в том, что 3523 вылетел в Петсамо без кода Stkz, и это стало подтверждением восстановленного корпуса, которое указывает на то, что Stkz был перекрашен полностью. Если бы коды были видимы, вероятнее всего 3523 и был бы зарегистрирован как CS+AJ в обоих военных документах. Так же стало известно, что 3523 получил полевую модификацию бронированного лобового стекла. Она включила сокращение 75x 400omm места на затянутом краю фюзеляжа над оружием, перед лобовым стеклом. Был прикован верхний обтекатель для покрытия нижней части бронированного стекла. После установки, эта маленькая часть была, окрашена в зеленый цвет (единственный зеленый цвет на этом самолете). 23 марта, кажется вероятным, что 3523 стал новым самолетом для лейтенанта Вульф-Дитриха Видович.
Его предыдущий самолет, Bf 109Е-7 1187 Rote 4 (с девятью отметками победы на хвосте, которые, как считают, были тремя RAF и шестью Русских), далее кажется, был передан Мэндлу. Мэндл управлял 1187 непрерывно до 4 апреля, когда он был ранен в бою, и 1187 спустя пять дней после этого, был потерян 9 апреля, будучи управляемым Fw Энтоном Кэндзиорой, который стал военнопленным. После просмотра бортового журнала Мендла и списка потерь, с небольшой уверенностью было возможно сбросить со счетов семь тактических целей. Номер вероятнее всего,

фото 1: Цветной профиль, как был расположен камуфляж на 3523, зарегистрированного на объекте Джима Пирса. Вроде бы стандартная схема 1940 года, но с новыми цветами. (Киетил Аакра)

фото 2: Капитаны В.П. Покровский и П.И. Орлов из 2 ИАП летом 1942 года с их арендованным Р-40Е. Покровский был победителем Видовича во время боя 3 апреля 1942. 2 ИАП летали на P-40E, Hurricanes и MIG-1 на протяжении апреля 1942 (Карл-Фридрик Джуст)

Share this post


Link to post
Share on other sites

6.thumb.jpg.4ad992dc7513b273e94ba4abd8e4ec05.jpg

в тот момент Rote (красный) 6, кажется, соответствовал оставшимся пятнам краски. Предыдущий Rote 6 был сбит в день, когда 3523 прибыл в Петсамо (22 марта 1942, ВF 109Е7 3183 5./JG5 Rote 6, управлялся Oblt. Рудольфом Гроуб, который погиб, при аварийной посадке после повреждений зенитным огнем над Титовкой). Между временем прибытия 22 марта и его потерей, похоже 3523, уже поймал пули в своё правое крыло. Он был отремонтирован с остатками серых пятен, как незначительные боевые повреждения, ...

Коментарий к стр 5-6: Bf 109Е-7 WNr 1187 был предыдущим самолетом, которым управлял Видович. Картинка, изображает девять отметок побед Uffz Мэндла, который летал потом на 1187 постоянно, после прилета 3523. 3523, вероятно, стал регулярным самолетом Видовича. (Киетил Аакра)

фото 2: Копия бортового журнала Артура Мендла № рейса 832 и 833 указывают, что Мэндл сел на Bf 109E WNr 3523 и доставил его из Пори в Петсамо. Даты 20-22 марта 1942 года (Эрик Момбик)

Share this post


Link to post
Share on other sites

7.thumb.jpg.c9ae937157b9ac688af3994038306138.jpg

но случившиеся 24 или 31 марта 1942 года.
31 марта 1942 года в 08:40 Мэндл и Видович из 5./JG5 участвовали в Alarmstart (схватка). В ходе последовавшего боя, Мэндл одержал свою вторую победу в 08:49, зафиксированную, как Hurricane. Они вновь совершили посадку в 08:58 (на самом деле он сбил Curtiss Р-40С AK202 1./147 ИАП ВВС 14А старшего лейтенанта А.С. Елисеева, который был замечен MIA около 10 км к югу от Мотовского залива)
4 апреля 1942 в 09:05 четыре Bf 109 из 5./JG5 вылетели эскортом, сопровождая Bf 110 по фронтовой линии. В то же время, четыре Hawker Hurricane из 2 ИАП ВВС СССР с советскими пилотами ст.л. Покровский, Мозеров, Орлов и Лещенко патрулировали Квардрат СУ 5880-5882, когда они увидели четыре Bf 109 и Bf 110. В завязавшемся бою, ст.л. Покровский атаковал Bf 109Е совершив попадание в двигатель. Он записал BF 109, как десант в квадрате СУ-4276
Bf 109E-7 3523 5./JG5 был поражен многими пулями маленького калибра поскольку единственное 20-миллиметровое орудие совершило попадение (арендуемый русскими Hurricane, к этому времени был перевооружен двумя 20-миллиметровыми советскими орудиями и двумя или четырьмя пулеметами). Одно орудие поразило корневую часть правого крыла, пуля прошла на вылет через радиатор правого борта, который разорвавшись, послал горячие осколки через сторону фюзеляжа под кабиной. Это повлекло за собой разрыв трубок, из которых начал стремительно выливаться охлаждающий гликоль. У Видовича было всего несколько минут до того, как двигатель перегреется и заклинит. Скалистый пейзаж Заполярья не способствовал нормальной посадке, но замерзшее озеро вполне подходило для этого. Видович нашел озеро Шонлгул-явр, в 20 км к юго-востоку от Луостари на Мурманском фронте. Сажая 3523 на лед все еще с работающим двигателем (поворачивающимся лопастями), он закончил в основном безупречную посадку, не сбрасывая его фонарь. К счастью он был разыскан его коллегами. Видович вышел из 3523 и, как полагают, взял аварийно-спасательное снаряжение из удаленного шкафчика хранения позади его затылочной брони. Считается, что фрагменты из 20-миллиметрового орудия на самом деле ранили Видович в правое бедро, таким образом, он открыл дверь люка в заднем фюзеляже, чтобы взять аптечку.
Остальные три Bf 109 возвратились в Петсамо в 11:15 и немедленно сообщили, что Видович совершил аварийную посадку. Хотя это и не за линией русского фронта, он был в 20-км от

фото 1: Двигатель DB601A поднят отдельно. Отверстие от снаряда в центре картинки над желтым выхлопным обтекателем (Джим Пирс)

фото 2: Очищенный фюзеляж. Пустынный желтый камуфляж смотрится более ярко розового цвета вокруг кабины. (Марк Шеппард)

Share this post


Link to post
Share on other sites

8.thumb.jpg.503db1f2ae51bf712600b939f80748a8.jpg

Лоустари, ближайшего аэродрома Люфтваффе, где даже поздняя зима – ранняя весна были все еще довольно холодными.
Уже в 16:03, один Bf 109Е 5./JG5 сопровождал Fieseler Storch из JG5. Этот Storch часто использовался для спасения подбитого экипажа и спас шесть пилотов JG5 в предыдущие пять недель.
Есть еще одно событие, которое добавил Британский авиареставратор Джим Пирс. 12 марта 1942, Видович управлял Fieseler Storch (в сопровождении Мэндла), чтобы спасти пилота и радиста (Bordfunk) подбитого Bf 110. Пилотом был Uffz Эмиль Гросс и Bordfunk Uffz Герхард Сародник. Они были экипажем Bf 110Е-2 WNr 4502 M8+ZE 6.(Z)/JG5, который Джим отреставрировал и привез в Британию в 1992.
Неизвестно кто был пилотом Storch в этот день, так как Видович не мог пилотировать спасательный Storch . Теперь ему был нужен кто-то, чтобы прилететь и спасти его. Видович был спасен в 16:20 с Bf 109 и приземлился в Петсамо. После того, как Видович был возвращен в свой отряд, 3523 оставался на льду некоторое время. Его частичное спасение, также было предпринято. Это было установлено, при реставрации 3523, т.к. некоторое количество пунктов было зарегистрировано, как пропавшие без вести. Кажется, что спасательная команда прибыла на место, возможно по суше или на Storch, чтобы забрать важные вещи. Забранные предметы включали в себя: рация, компас, прицел, пулемет MG 17, коробки боеприпасов и главные инструменты.
То, что также известно, то, что главный

Коментарий к стр 7-8: Bf 109Е-7 WNr 3523 завершен, как тропический вариант. Это цветовая схема RLM78/79 просматривалась под Европейским камуфляжем RLM74/75/76 (Киетил Аакра)

фото 2: Вы конечно же не добьетесь реставрации со всеми оригинальными стеклами. 45 градусная красная линия на стекле фонаря была угловым индикатором горизонта для пикирующей бомбардировки. Также виден обтекатель для бронированного стекла. (Марк Шеппард)

фото 3: Крыло правого борта. Повреждение задней корневой части крыла не видимо хотя точечный ремонт наблюдается (только ниже в области алюминия ближе к законцовке крыла). В камуфляжной схеме RLM74 серо-фиолетовый и RLM75 серо-зеленый, RLM74 ухудшился в коричневый цвет. (Марк Шеппард)

Share this post


Link to post
Share on other sites

9.thumb.jpg.d123d09455449e5640467105df50871c.jpg

капот двигателя и капот орудия MG 17 были сняты с 3523 и помещены на лед, чтобы облегчить доступ к пулеметам. Кажется маловероятным, что двигатель тоже должен был быть спасен благодаря весу, даже при том, что был не поврежден внешне. Известно, что русский разведывательный самолет позже засек 3523 на льду и сделал несколько выстрелов в него, что объясняет некоторые другие отверстия от пуль, которые были в различных направлениях. Это является единственным объяснением 20 мм отверстия, расположенного на двигателе.
Снаряд попал в головку блока цилиндров с правого борта, не оставляя отверстия в капоте! Это могло случиться только в то время, когда самолет был на льду с удаленным капотом. Удачно, что все секции обтекателя были найдены на дне озера рядом с 3523, подтверждая, что они не были на самолете и их не забрали. И так с весны 1942 года 3523 лежал под водой, где ждал более 60 лет своей реставрации. Истребитель теперь демонтирован (обработан компонентами ингибиторов коррозии и промаслян) в сооружении Джима Пирса в Сассексе. Удивительный 65-летний Bf 109E-1/E-7 CS+AJ продается и его части находятся в Великобритании, чтобы восстановить редкое изделие (для дальнейшей информации о продажах, пожалуйста, свяжитесь с Редактором).
Вульф-Дитрих Видович: рожден в Грац, Австрия, 22 июня 1918 года. Он был возвращен в 5./JG5 после инцидента и позже повышен до званий Oberleutnent и Staffelkapitan в 9./JG5. Он был убит в схватке 28Июля 1943, управляя Gotha 145 из III/JG5. К тому времени у него было 36 побед, в основном на Востоке. Он похоронен в Петсамо.
Должен сказать спасибо и отдать честь многочисленным людям, которые помогли с этой историей. Джима Пирса за разрешение мне просмотреть корпус и следующих за их помощь в составлении сюжета этой истории: Киетил Аакра, Карл-Фридрик Джуст, Кери Ламппио, Дэйв Макдональд, Кен Меррик, Эрик Момбик и Руне Раутио.

фото 1: Bf 109E-7 6274 Rote 19 с Fw Йозеф Виртч. Заметны бронированное стекло, слабо покрашенное число и эмблема 5./JG5 Северный Медведь. Четкий номер говорит о перемещении «Emil» из 5./JG5 в 6./JG5, который был просто переоборудован в конце апреля/мая 1942 с новыми Bf 109E-4 (Эрик Момбик)

фото 2: Все еще упакованный для транспортировки двигатель DB601A, номер двигателя 11 120 был на пластине данных и с боку. Топливный инжектор Bosch был также окрашен вместе с 11 120. Он был собран в Daimler-Benz A.G., Werk 90, Berlin Marienfelde. Отверстие от снаряда снова видно. (Марк Шеппард)

фото 3: Отверстие от 20-миллиметрового орудия на головке блока цилиндров справа, не имело никакого отношения к потере 3523. Общее состояние двигателя хорошее. (Марк Шеппард)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...