Jump to content

Обзор Су-39, ART-Model, АМ7217


foxbot

Recommended Posts

Еще совсем недавно меня беспокоил один вопрос: станет ли после серии Су-25УБ, Су-25УТГ и Су-25 от ART-Model производитель заморачиваться еще и с последней модификацией этого самолета, т.е. Су-25Т/ТК (Су-39)? И тут как снег на голову – боксарт, появившийся в сети. Таки да, будет!

Думаю, производитель не просто так решил анонсировать свою новую модель буквально за несколько дней до выставки-конкурса Kyiv Scale Models Fest 2015. И только знакомство с производителем позволило заполучить модель в числе первых. Впрочем, уже со следующей недели любой желающий сможет свободно приобрести модель в украинских магазинах. 
Сам прототип довольно интересный. Появившийся в смутные времена перестройки, развала СССР и последующего за этим экономического кризиса, он был обречен на непростую биографию. К тому же, производство Су-39 должно было развернуться в Улан-Удэ и на Тбилисском авиазаводе. Но последний после развала СССР оказался в независимой Грузии. Потому звезда противотанкового штурмовика закатилась раньше, чем он того заслуживал. Впрочем, испытания продолжаются до сих пор, т.е. уже более тридцати лет. И, возможно, окончательная точка в биографии Су-39 еще не поставлена?Больше о прототипе лучше почитать Википедии или на Уголочке неба. А мы вернемся к модели.

До сих пор существовала только одна модель данного самолета – от российского производителя Звезда, которая появилась в 90-х годах прошлого века, и по мнению большинства моделистов, которые с ней сталкивались, далека от совершенства. И вот наконец-то появилась долгожданная альтернатива. 

Коробка

img  Su_39_02.jpg

Коробка стандартная для всех моделей производителя и имеет следующие размеры 215х190х50. Верх из плотного гофрированного картона, низ из обычного плотного картона. Упаковка достаточно прочная и надежная. И довольно вместительная для самой модели: в ней остается много свободного пространства. 
Боксарт. На коробке изображен борт синий 10 в полете. Позже в процессе поиска фото прототипов я нашел в Интернете используемое для боксарта изображение.
На коробке также размещены логотип компании, название летательного аппарата на английском языке Su-39. На торцах дублируется изображение и информация с верха, а также указан масштаб 1/72 и номер модели по каталогу – АМ7217. На одной боковине даются боковики вариантов б/н 10 и б/н 21. На второй боковине дается служебная информация на русском и английском языках. 
В коробке в пакете с клапаном даются десять литников, один прозрачный литник, инструкция, вкладыш со схемой окраски и нанесения декалей, две декали и несколько деталей из смолы в отдельном пакете. 

Инструкция и вкладыш

Su_39_03.jpg Su_39_04.jpg Su_39_05.jpg Su_39_06.jpg 

Инструкция представляет собой ч/б распечатку на листе формата А3, сложенную вдвое. На первой странице информация о прототипе на русском языке, ТТХ и схема размещения литников с нумерацией деталей. Со второй по четвертую страницы – пошаговая инструкция по сборке. На четвертой странице также дается информация о прототипе на английском языке, фото борта 09 и схема подвески вооружения. 
На этот раз производитель отошел от привычной схемы давать пошаговую инструкцию в виде фото тестовой сборки, а перешел на нарисованную инструкцию. Уже шаг в правильном направлении. Но не обошлось без «но». Во-первых, инструкцию привычнее использовать в сложенном состоянии, но в данном случае центральный разворот читается не постранично, а на весь разворот, что уже усложняет жизнь моделиста. Во-вторых, компоновка инструкции все еще далека от оптимальной: нарушена привычная очередность и остается много пустого места. Привычная компоновка инструкции, это когда на первой странице дается изображение ЛА, информация о прототипе на разных языках, служебная информация. Следом дается схема литников, а потом идет инструкция. В данном же случае, да простит производитель мое мнение, больше смахивает на кустарщину, свойственную временам перестройки и периоду кооперативного движения. Кто помнит тот период, тот понимает, о чем я.

Su_39_07.jpg Su_39_08.jpg    

Дополнительный цветной вкладыш – лист формата около А3, сложенный вдвое. На нем дается информация о покраске модели и схема нанесения декали. При этом нет никакой привязки к палитрам производителей красок или хоть каких-то намеков на указание цветов. Нет даже их названий. В общем, догадывайтесь сами, какими красками красить. А как же о моделисте подумать? Ай-яй-яй!

Декаль 
В наборе идет две декали. В одной даны ОЗ, бортовые номера, эмблемы и прочая атрибутика. Вторая декаль – техничка на Су-25УБ. Могу предположить, что техничка унифицирована на все модели производителя из серии Су-25. А вот как это соответствует действительности, это сказать сложно. 

Su_39_09.jpg Su_39_10.jpg 

В декали представлены шесть вариантов:
1) Су-39 (Т8ТМ), синий 21, Жуковский, 1999 год,
2) Су-39 (Т8Т), красный 08, аэродром Ахтубинск, 1994 год,
3) Су-39 (серийный), красный 82, Липецкий ЦБПиПЛС, 1995 год,
4) Су-39 (Т8М-3), желтый 25, Dubai Air Show, 1991 год,
5) Су-39 (Т8ТМ-2), синий 09, аэродром Мачулищи, 1992 год,
6) Су-39 (Т8М-10), синий 10, ОКБ Сухого, 1994 год.
Декаль напечатана на белой бумаге, потому сложно определить, имеется ли смещение белых обводок на бортовых номерах. Приборная доска также дана декалью.
Попытался найти прототипы избранных вариантов, нашел синий 09, синий 10, два варианта б/н 21, синий с белой каймой и белый с синей каймой (второй дает Звезда), желтый 25. Остальных обнаружить не удалось. Зато нашелся борт белый 20 и серийные борта с номерами синий 83 и синий 85. 

Su_39_11.jpg  Su_39_12.jpg  Su_39_13.jpg  Su_39_14.jpg

 Su_39_15.jpg  Su_39_16.jpg Su_39_17.jpg  Su_39_18.jpg

 Su_39_19.jpg  Su_39_20.jpg  Su_39_21.jpg  Su_39_22.jpg

 

Еще обратил внимание, что цвет синего в номере 10 значительно темнее синего в номере 09. Но в декали они одинаковые. Если я правильно понимаю, производитель просто решил унифицировать цвета ради удешевления стоимости печати. 
Кроме того, ничего не скажу относительно тех бортов, на которые я не смог найти фотографии, но судя по фото бортов, которые обнаружились в сети, камуфляжная схема в инструкции может быть далекой от реальной. Возможно, у художника была какая-то дополнительная информация, недоступная мне, но по имеющимся фото имеются некоторые разночтения. 

Модель
Скажу честно, при виде на модель у меня складывается ощущение, что к Су-39-му производитель реально устал от всей этой серии Су-25-ых. Да и форма явно подустала, т.к. присутствует и облой, и утяжины. На фюзеляже также встречаются следы обработки инструментом формы. В основном с внутренней стороны, но остается ощущение какой-то неряшливости. Так что шпатлевка, рашпиль и полировка – наше все. 
Кроме того, унификация модели вынудила производителя дать два литника, половину деталей с которых придется просто выбросить, т.к. они идут на модели Су-25. Как по мне, проще было из унифицированных деталей сформировать отдельный литник, чем указывать в инструкции, что пойдет в мусорное ведро. Но это мое личное мнение. А что проще по мнению самого производителя, это мне не известно, увы. 

Su_39_23.jpg Su_39_24.jpg Su_39_25.jpg Su_39_26.jpg 

Su_39_27.jpg Su_39_28.jpg Su_39_29.jpg

Литник А – половины фюзеляжа и носовая часть. На внутренней поверхности фюзеляжа в районе кабины имеется имитация боковых панелей. При этом отсутствуют какие-либо посадочные места. Потому моделисту придется примирять каждую деталь, прежде чем приклеить ее. Литник В – половины плоскостей крыла. Как я понимаю, полностью совпадающие с таковыми от моделей серии Су-25. Толщина задней кромки явно толстовата и мелкие элементы механизации крыла отлиты с закругленными краями. 

Su_39_30.jpg Su_39_31.jpg Su_39_32.jpg Su_39_33.jpg

Литник М – киль, детали пушки, пилоны и подфюзеляжный подвесной контейнер. Пушку лучше, конечно, заменить на трубки или обрезки игл соответствующего диаметра, ибо изкоробочная слабо похожа на реальную. Литник Е – соответствует литнику из Су-25 с килем, стабилизаторами, колесами, стойками шасси и передней стойкой, отлитой вместе с колесом. Инструкция предлагает выкинуть киль и еще несколько деталей с данного литника. 

Su_39_34.jpg Su_39_35.jpg

Литник L и R – половины левой и правой мотогондол соответственно с воздуховодами. Полагаю, полностью совпадают с аналогичными литниками всей серии Су-25. 

Su_39_36.jpg

Два литника с вооружением без всяких буквенных обозначений. На литниках присутствуют две ракеты Х-31П, четыре ракеты Р-60, две неуправляемых ракеты С-25, две ракеты воздух-поверхность С-25Л и два пушечных контейнера СППУ-22-1. Четыре Р-60 Су-39 никогда, вроде не носили, т.к. это вроде как не истребитель, но что есть, то есть. К тому же, на ракетах нет посадочных мест для стабилизаторов, потому лишняя проблема для моделиста. 

Su_39_37.jpg Su_39_38.jpg

Литник D – еще один литник с вооружением. Даны еще две ракеты Х-29Т с соответствующими ракете пилоны. Литник Н – антенны, ПВД, приборка, разная мелочевка. Инструкция предлагает выкинуть примерно половину с данного литника. 
Что примечательно, в комплекте отсутствует визитная карточка противотанкового Су-39 – ПТУРС Вихрь. Сразу как-то становится грустно. Отсутствуют также и ПТБ. 

Su_39_39.jpg

Прозрачный литник содержит фонарь, головки наведения ракет Х-29Т и фары. В очередной раз фонарь упакован вместе со всей моделью, а не в отдельном пакете, потому он не застрахован от повреждений. Ну и толщина, конечно, просто запредельная. 

Su_39_40.jpg

Смоляные детали – сопла и кабина, отлитая вместе с креслом. Могу ошибаться, но у Су-39 сопла отличаются от таковых на Су-25, но сравнивать не стал. 

Су-39: ART-model vs. Звезда

Su_39_41.jpg Su_39_42.jpg  

Имея на руках обе модели Су-39, не мог не сравнить их. Предупреждаю сразу, вкладывать в чертежи и выяснять, какая модель более правильная, а какая менее, я не стал. Кому очень нужно, пусть тот сам проверяет, какая из моделей более близка к чертежам. Просто сравню модели между собой. 

При первом же прикладывании пластика к пластику становится очевидным, что у моделей общее только название, все остальное не имеет ничего общего.

Su_39_43.jpg

Декаль. У Звезды только один вариант – борт 21, белый с красной каймой. Декаль крохотная, убогая, полностью отсутствует техничка. 

Su_39_44.jpg Su_39_45.jpg Su_39_46.jpg Su_39_47.jpg Su_39_48.jpg 

Su_39_49.jpg Su_39_50.jpg Su_39_51.jpg ​Su_39_52.jpg

Сама модель. Фюзеляж модели Звезда на пару миллиметров длиннее, чем у модели ART-Model. Линия задней части кабины имеет другой угол наклона. Ну и самое существенное отличие – линия излома нижней части фюзеляжа между мотогондолами. Киль на модели Звезда ниже на несколько миллиметров, крыло наоборот на пару миллиметров длиннее. Не знаю, где верно, но на крыле Звезды присутствует механизация, которая отсутствует на модели ART-Model. Стабилизаторы модели Звезды мельче по всем параметрам, и короче, и уже. Ну и самое существенное отличие моделей – мотогондолы двигателей. На модели Звезда они длиннее, уже и ниже. И отсутствует рельеф по всей длине. 

Su_39_53.jpg Su_39_54.jpg

Вот что есть в модели Звезда, чего нет в комплекте ART-Model, так это ПТУРС Вихрь и ПТБ. Кроме того в номенклатуре вооружений модели Звезда имеются также две неуправляемые ракеты С-25, две ракеты Х-29Т, две бомбы ФАБ-250, два блока Б-8 неуправляемых ракет С-8, пара блоков НУРС Б-8В-20, две ракеты Р-60. Я не знаю, насколько вооружение из комплекта Звезды соответствует реальному вооружению, но блоки ПТУРС Вихрь я б из набора все-таки позаимствовал. А ПТБ можно одолжить и из набора Су-25 от того же ART-Model. А вообще, конечно, в обеих моделях вооружение избыточное, годится для выставочных вариантов, но точно не для реальных боевых. К тому же, если есть возможность заменить вооружение на афтемаркетное, лучше все-таки взять смоляные ракеты, т.к. в наборах оно довольно сомнительного качества и требует доработок. 

Выводы
Модель ART-Model, конечно, далека от идеала. И технология ЛНД сказывается, и усталость формы. Поскольку модель Су-39 последняя в серии Су-25, так что пресс-формы уже явно не в лучшем состоянии. Не хватает пресловутых Вихрей, да и ПТБ не помешали бы. Могу предположить, что и в сборке модель будет не такой уж простой, как хотелось бы. Но в любом случае модель от ART-Model намного выигрышнее выглядит по сравнению с моделью Звезды. И тот факт, что появилась эта модель, не может не радовать. 
Впрочем, я не стану спешить избавляться от модели Звезды. В крайнем случае, использую отдельные детали в качестве запчастей… Ну и ради Вихрей в том числе.

Edited by foxbot
Link to comment
Share on other sites

Foxbot, спасибо за обстоятельный обзор!

Прототип интересный, но моделька,честно говоря, не вызывает яркого желания собрать.

Link to comment
Share on other sites

А выбор есть? В 1/48 его тоже пока что нет. А если и появится, то скорее всего у китайцев. Ну, сам понимаешь, в этом случае все равно пилить придется. ;)

Link to comment
Share on other sites

  • Tali featured this topic

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Новые сообщения на форуме

    • Тобто можна у продажi чекати на BV138?
    • Валентин Мучічко це автор майстер-моделей І-16,І-15біс (другий варіант) І-5,  Не-70, СБ, ТБ-3,Ту-2, Кі-27, У-2 все в 72-му. Моделі характерні , як він сам каже , «кінцевою стадією реалізму» ( накладні панелі, хлопуни, чудова імітація полотна , точність обводів), якось так. Однім словом Майстер, як на мене.
    • Tali, дякую, я теж на це сподіваюсь..) Basily, дякую! На свій сором, я гадки не маю, хто такий Валентин Мучічко. Треба залізти на Фейсбук. Sarmat, "Ти заходь, якщо що" (с).. 😄  
    • Ты все правильно понял - я про медную пластинку. Не знал, что РН из двух половинок и думал как ты прорезал?)) Спасибо!
    • Да уж, підхід академічний до складання- якщо робити, то робити. Прям у стилі Валентина Мучічко 😁До речі, він на фейсбуці вже виходить на фінал зі своїм BV138. Почав обклеювати фольгою.
×
×
  • Create New...